Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А. В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Вохменцев А.С. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Целинная центральная районная больница" (далее - ГБУ "Целинная ЦРБ", Заказчик) - Докуниной М.Н. (доверенность б/н от 15.22.2022 г.) посредством видео-конференц связи,
в присутствии представителя Индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича (далее - ИП Пономарев Ю.А., Заявитель) - Гагариной И.В. (доверенность б/н от 03.02.2022 г.),
рассмотрев жалобу ИП Пономарева Ю.А. на действия Заказчика - ГБУ "Целинная ЦРБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Изделия для гематологического анализатора серии SwelabAifa) (извещение N 0343200025422000012), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
11.02.2022 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева Ю.А. (вх. 506) на действия Заказчика - ГБУ "Целинная ЦРБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Изделия для гематологического анализатора серии SwelabAifa) (извещение N 0343200025422000012).
1. Заявитель обжалует положение аукционной документации в части указания в Техническом задании требования о наличии на коробке необходимого к поставке товара машиночетаемой маркировки для автоматического ввода с помощью считывателя (RFID-код для автоматического ввода партии).
2. Также, из доводов жалобы следует, что Заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены излишние требования к товару в части активных ингредиентов закупаемых реагентов.
По мнению Заявителя, установление данных требований, ограничесвает участников закупки.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика, провести внеплановую проверку.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласна по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной. Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 03.02.2022 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Изделия для гематологического анализатора серии SwelabAifa) (извещение N 0343200025422000012).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 367 002 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "Целинная ЦРБ".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Относительно первого довода жалобы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. В связи с чем, Заказчик вправе включить в Техническое задание такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в Техническое задание требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. В Техническом задании (Приложение N 1 к извещению о проведении электронного аукциона) заказчиком по позиции N 1 "Буферный разбавитель образцов ИВД, автоматические/полуавтоматические системы", позиции N 2 "Подсчет клеток крови ИВД, набор" установлено требование, в соответствии с которым необходимо наличие на коробке машиночитаемой маркировки для автоматического ввода с помощью считывателя (rfid-код для автоматического ввода партии).
Исходя из пояснений представителя Заказчика следует, что в медицинском учреждении имеется гематологический анализатор Swelab Alfa серии Standart, модель Alfa Stand. 20p CL MCI MIX QC, с принадлежностями (регистрационное удостоверение N ФСЗ 2008/03318, номер рег досье N РД - 37825/81550 от 30.11.2020 г., дата внесения изменений 19.07.2021 г., серийный номер 49711).
Данный анализатор Swelab Alfa серии Standart произведен в 2021 г. после внесения изменений в РУ 2008/03318 в конфигурации RFID, то есть после 19.07.2021 г. (в материалы дела представлено РУ N ФСЗ 2008/03318, паспорт на имеющийся у заказчика анализатор).
Кроме того, представитель Заказчика пояснил Комиссии Курганского УФАС России, что данный анализатор Swelab Alfa серии Standart был приобретен в 2021 г. после внесения изменений в РУ N ФСЗ 2008/03318 в конфигурации RFID.
Согласно "Руководства пользователя" п.2.4, и приложения В к данному руководству, поддерживаемыми анализатором реагентами являются -Гемолизирующий реагент и изотоничекий дилуент компании Boule, оснащенные RFID меткой. В приложении В к руководству отражен порядок обращения с реагентами с RFID меткой. Каких-либо указаний на то, что существует возможность использования сканера штрих-кодов с Гемолизирующим реагентом и изотоничеким дилуентом в "Руководстве пользователя" нет.
Кроме того, Заказчик сослался на письмо компании ООО "Буль Медикиал", являющейся уполномоченным представителем в России компании - Boule Medical AB (Швеция) (исх. N 28-С от 14.02.2022 г.), из которого следует, что сканер RFID используется для считывания информации с изотонического и лизирующего реагентов, а сканер штрих-кода используется для считывания информации с флаконов Гематологического контрольного материала.
По тексту письма также указано, что для обеспечения качества результатов и производительности информация о типе конфигурации анализатора Swelab Alfa (RFID или штрих-код) является обязательной при выборе реагентов, которые будут подключаться к анализатору.
Кроме того, невозможно сканировать штрих-код считывателем RFID метки на упаковке реагента. В конфигурации анализатора Swelab Alfa, оборудованном сканером RFID меток, отсутствует техническая возможность ручного введения в меню анализатора цифр со штрих-кода метки.
В случае поставки реагентов с меткой штрих-код для анализатора Swelab Alfa конфигурации RFID будет невозможно подключить данные реагенты к анализатору. Аналогично невозможно будет подключить реагенты с меткой RFID к анализатору Swelab Alfa конфигурации штрих-код.
С учетом указанных обстоятельств, Заказчиком в Техническом задании предусмотрено требование о наличии на упаковках с реагентами уникальных RFID-меток, содержащих информацию о реагенте.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и клинической значимости данных характеристик.
С учетом изложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что требования к закупаемому товару в указанной части установлены с учетом объективной потребности заказчика.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным сделать вывод о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в части установления требования о наличии на упаковках с поставляемыми реагентами уникальных RFID-меток. Довод жалобы заявителя в указанной части является не обоснованным.
Относительно второго довода жалобы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Заказчиком закупаются расходные материалы - реагенты для гематологического анализатора Swelab Alfa серии Standart, имеющегося на балансе у Заказчика.
Данные реагенты предназначены для выполнения анализов крови.
В Техническом задании Заказчиком наряду с характеристиками Товара из КТРУ, установлены дополнительные характеристики к активности ингредиентов, проводимости и упаковке в части наличия на коробке на коробке машиночитаемой маркировки для автоматического ввода с помощью считывателя (rfid-код для автоматического ввода партии).
Как пояснил представитель Заказчика, указанные требования установлены в соответствии с инструкцией производителя по применению медицинского изделия Реагенты in vitro для гематологических исследований и непосредственно касаются качества проводимых исследований.
Обоснованием применения дополнительных характеристик товара является необходимость полной совместимости товара с гематологического анализатора Swelab Alfa и соответствие товара требованиям, установленным эксплуатационной документацией на оборудование.
В силу пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Согласно пункту 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Во исполнение статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Техническом задании установлены дополнительные требования к закупаемому товару в соответствии с Инструкцией.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Заказчиком при описании объекта закупки в Техническом задании установлено обоснование применения дополнительных функциональных, технических и качественных характеристик товара:
Характеристики товара имеют более расширенные требования относительно КТРУ в связи с тем, что Заказчик устанавливает требования в соответствии со ст. 33 Закона N 44-ФЗ, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Пономарева Ю.А. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / А.С. Вохменцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 февраля 2022 г. N 05-02/08-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022