Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика -
от Уполномоченного органа:
в отсутствие представителя Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1540, от 10.02.2022) на действия заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме на поставку продовольственных товаров ЛОТ 5.
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием размещено 06.12.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 549 344,50 руб.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает информацию, изложенную в документации о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда;
3) оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе).
В доводах жалобы Заявитель указывает, что конкурсной комиссией Заказчика рассмотрены первые части заявок в нарушение Закона о контрактной системе.
Пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "Оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Пунктом 27 Постановлена установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В доводах жалобы Заявитель оспаривает положения конкурсной документации по Порядку рассмотрения и оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме (Приложение под названием "Конкурсная документация").
Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок участников установлено:
"Для оценки заявок участников закупки заказчик устанавливает следующие критерии:
Таблица N 1
Стоимостные показатели - 70% | ||||
N п/п |
Наименование критерия |
Характеристики критерия |
Величина значимости (%) |
|
|
Цена договора |
|
70 |
|
Не стоимостные показатели - 30% Критерий - Квалификация участников закупки | ||||
N п/п |
Наименование критерия |
Характеристика критерия |
Значимость критерия |
|
балл |
(%) max |
|||
1 |
Деловая репутация участника конкурса |
|
|
70 |
2 |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
50 человек |
|
5 |
3 |
Транспорт |
Наличие специально оборудованного транспорта, предназначенного для перевозки продуктов питания: Предельное значение: 4 шт. |
|
5 |
4 |
Оборудование |
Наличие холодильных и морозильных камер для хранения замороженных и охлажденных продуктов с температурным режимом минус 18 градусов Цельсия: Предельное значение: 40 куб. м |
|
5 |
Наличие холодильных и морозильных камер для хранения замороженных и охлажденных продуктов с температурным режимом от 3 до 5 градусов Цельсия: Предельное значение: 23 куб. м |
|
5 |
||
5 |
Наличие склада |
Наличие складских помещений площадью: Предельное значение:1700 кв.м. |
|
10 |
8.2. В рамках показателя "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" оценивается наличие у участника конкурса необходимого количества персонала занятых в сфере поставки продуктов питания.
Под персоналом понимается наличие у участника сотрудников склада и водителей/водителей-экспедиторов, имеющих медицинские книжки, оформленные в соответствии с действующим законодательством.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта (договора) по показателю оценки является наибольшее значение показателя.
Количество баллов, присуждаемых по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (НЦБi(2), определяется:
а) в случае, если Kmax<Kпред , - по формуле:
НЦБi (2)= КЗ * 100 *Ki/ Kmax
б) в случае, если Kmax Kпред , - по формуле:
НЦБi (2)= КЗ * 100 *Ki/ Kпред
при этом НЦБmax = КЗ * 100,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил;
НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Участнику закупки, сделавшим предложение, соответствующее значению Kпред, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Для подтверждения наличия у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов участник заполняет форму "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала".
Сведения о наличии персонала, занятых в сфере поставке продуктов питания, указанные в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", должны подтверждаться входящими в заявку участника, копиями следующих обязательных документов: штатного расписания участника, медицинской (санитарной) книжки, трудовые книжки штатных сотрудников участника закупки или гражданско-правовых договоров сотрудников с участником закупки, не являющихся штатными сотрудниками участника закупки.
В случае наличия противоречия между сведениями указанными в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала"
и фактическим количеством представленных в заявке участника закупки сведениями, определяется по фактически представленным участником закупки сведениями.
В случае отсутствия в составе заявки участника какой-либо из копии документов, либо несоответствия заявленных участником сведений предъявляемым к ним настоящей конкурсной документацией требованиям, но указанных участником в форме "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала", такие сотрудники учтены не будут.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника".
Кроме того, Заказчиком установлена форма предоставления сведений:
"ФОРМА "Сведения о наличии в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала"
Наименование закупки:__________________________________
N п/п |
Ф.И.О., работника |
Должность |
Серия и номер медицинской книжки, дата выдачи, кем выдана |
Образование (вид образования, какое учебное заведение окончил, год окончания, полученная квалификация и специальность, присвоенный разряд) |
Стаж работы в сфере общественного питания (лет) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
Под сотрудниками склада понимаются начальник склада, кладовщик, грузчик.
В дополнении к перечню документов, подтверждающих наличие у участника конкурса необходимого персонала, занятых в сфере поставке продуктов питания и подлежащих оценке конкурсной комиссией, необходимо представить копию водительского удостоверения, подтверждающее право на управление транспортным средством.
Предельно необходимое значение характеристик, установленное в соответствии с пунктом 11 Правил составляет 50 сотрудников".
Исходя из порядка рассмотрения и оценки заявок участников на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме Заказчика по показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" критерия "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выражающийся в общем количестве исполненных контрактов (договоров)" Заказчиком установлено предельное количество сотрудников в размере 50 человек, в состав которых должны входить начальник склада, кладовщик, грузчик. Дополнительно Заказчиком усматривается, что под персоналом понимается наличие у участника сотрудников склада и водителей/водителей-экспедиторов.
Однако, Комиссия отмечает, что в указанном порядке рассмотрения и оценки заявок участников конкурса с ограниченным участием Заказчиком не установлено необходимое соотношения количества сотрудников по профессиям. Таким образом, участник который предоставил сведения в заявке о наличии в штате 50 грузчиков, получит больше баллов нежели участник у которого в штате имеются: 1 начальник слада 3 кладовщика 25 грузчиков и 20 водителей экспедиторов, что фактически лучше нежели 50 грузчиков.
Таким образом, указанный порядок рассмотрения и оценки заявок участников не выявляет лучшее предложение, и ставит участников в неравное положение.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 56.1, Закона о контрактной системе.
По доводу жалобы N 2 Заявитель оспаривает положения порядка оценки и рассмотрения заявок участников, устанавливающие форму предоставления сведений. Заявитель считает, что за несоблюдение формы предоставления сведений, Заказчик имеет возможность отклонить заявку участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме.
Комиссия не соглашается с данным доводом Заявителя, поскольку Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок участников в конкурсе с ограниченным участием установлены рекомендуемые формы для заполнения предложений участников.
Таким образом, указанный довод Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мирный-55" обоснованной в части;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов части 6 статьи 56.1, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 16 февраля 2022 г. N 047/06/56.1-335/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022