Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:;
рассмотрев на основании статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Романа Анатольевича (ИНН/ ОГРНИП:660205916409/321665800144022) (далее - Заявитель, ИП Меньшиков Р.А.) на действия Заказчика - Искательского муниципального унитарного предприятия "ПОСЖИЛКОМСЕРВИС" (далее - Заказчик, Искательское МУП "ПОСЖИЛКОМСЕРВИС") при проведении открытого конкурса в электронной форме по наименованию объекта закупки: "Реконструкция водоочистных сооружений водозабора "Захребетная Курья" в п. Искателей" (Извещение N0600600025022000002).
Сведения о закупке N0600600025022000002 (далее - закупка), на которую поступила жалоба:
1) Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе - 27.01.2022, а 02.02.2022 14:09 (МСК) в Единой информационной системе в сфере закупок размещен документ "Изменение извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 02.02.2022 NИИ1";
2) Наименование объекта закупки - "Реконструкция водоочистных сооружений водозабора "Захребетная Курья" в п. Искателей"
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 156 990 200, 00 Российский рубль;
4) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5) Дата и время окончания срока подачи заявок - 14.02.2022 в 10:00;
6) Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 16.02.2022;
7) Дата подведения итогов определения поставщика - 17.02.2022;
в присутствии представителей Заказчика, участвовавших посредством системы видеоконференц-связи и действовавших на основании доверенностей,
в отсутствии Заявителя, в надлежащем порядке извещенного о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
при проведении проверки и рассмотрении дела Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России) на закупку N 0600600025022000002 поступила жалоба (вх. N 423 от 14.02.2022)
Доводы жалобы Заявителя связаны с тем, что положение конкурсной документации Заказчика, при котором к оценке принимаются исключительно договоры (контракты), выполненные на территории Крайнего Севера, является ограничивающим фактором и не позволяет выявить лучшее предложение участников конкурса, и, по мнению Заявителя, нарушают Федеральный закон "О защите конкуренции".
В обоснование своей позиции по существу жалобы Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения, которые приобщены к материалам рассматриваемого дела.
На момент рассмотрения жалобы в обоснование своей позиции Заявителем иных дополнительных документов не представлено.
Рассмотрев представленные материалы, доводы жалобы, выслушав пояснения присутствующих сторон по обстоятельствам дела и исследовав их в совокупности, Комиссия подходит к следующим выводам.
Из материалов рассматриваемого дела следует, что на официальном сайте в ЕИС размещены сведения о закупке N 0600600025022000002 (изменение Извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме от 02.02.2022 NИИ1) по наименованию объекта закупки "Реконструкция водоочистных сооружений водозабора "Захребетная Курья" в п. Искателей", предусматривающий способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в виде открытого конкурса в электронной форме в отношении проведения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в соответствии с частью 8 статьи Закона N44-ФЗ. Код позиции по КТРУ 41.20.40.900 - "Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В Извещении (с изменениями от 02.02.2022) о проведении открытого конкурса N 0600600025022000002 указано о проведении конкурса в соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе и в нем обозначены критерии оценки заявок, в том числе предусмотрено, что лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия (показателя).
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлен в Приложении N 4 к Извещению об осуществлении закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N2604) утверждено Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок, Положение ) (см. пункт 1 постановления Правительства N 2604).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки: а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов; б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов; в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта; г) наличие у участников закупки деловой репутации; д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Положения об оценке заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект (за исключением автомобильной дороги);
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые изложены в приложении. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению (пункт 1 Постановления N 2571).
Пунктом 7 раздела II приложения к Постановлению N 2571 "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" в отношении работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта предусмотрено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства
(за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя),
если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
Комиссией установлено, что пунктом 7.3 Извещения о проведении открытого конкурса Заказчиком предусмотрены дополнительные требования к участникам закупки исходя из пункта 7 раздела II названного приложения, которым предусмотрено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком , работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 40 процентов начальной максимальной цены договора, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная максимальная цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей.
Из совокупного исследования конкурсной документации, размещенного в ЕИС, следует, что Заказчиком предусмотрен Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, по которому предусмотрены конкретные критерии и показателей оценки (см. Приложение N 4 к Извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1.2 раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки, и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" данного Порядка, предусмотрено наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта предусмотрено следующее основание: "Для оценки применяется детализирующий показатель оценки:-наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. К оценке принимаются исключительно исполненные договор (договоры), предусматривающие выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: объект капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Работы должны быть выполнены на территории, которая одновременно отвечает следующим условиям:- район Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), согласно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2000 N 402 "Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов ( продукции)"; сухопутная территория Арктической зоны Российской Федерации, определенная Указом Президента от 02.05.2014 N 296 "О сухопутных территориях арктической зоны Российской Федерации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что конкурсная документация разработана с учетом требований действующего законодательства, а право заказчика самостоятельно устанавливать в нем показатели нестоимостных критериев оценки заявок не противоречат нормам закона, Положению об оценки заявок, в том числе выбору не менее двух или нескольких показателей оценки, которые воспроизведены в отношении порядка оценки заявок.
Право заказчика самостоятельно устанавливать в конкурсной документации показатели нестоимостных критериев оценки заявок изложено в позиции Верховного суда РФ NАКПИ 16-53 от 11.04.2016, разъяснениях Минфина России (письма от 17.04.2020 N24-05-05/30961; от 14.04.2020 N24-02-08/29764; от 16.02.2018 N24-02-08/10012 и др.).
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что оценка контрактов (договоров), работы по которым выполнены на ограниченной территории, обладающей особыми природно-климатическими условиями, как районы Крайнего Севера, и напрямую влияющими на процесс выполнения работ по планируемому к заключению контракту по результатам закупки, также не противоречит законодательству о контрактной системе и Положению об оценке заявок.
В данном конкретном случае, необходимо принять во внимание, что строительные работы на территории Крайнего Севера имеют свою специфику исходя из природно-климатических условий, что требует опыта применения особых способов и технологий в строительстве.
Установление данного критерия оценки при проведении рассматриваемой закупки является правомерным требование к квалификации участников закупки, напрямую связанно с предметом контракта; наличие данного требования позволяет гарантировать заказчику должную меру поведения и исполнения обязательств по контракту подрядчиком, в данном конкретном случае, с учетом специфики территории Крайнего Севера, с целью недопущения нарушений бюджетного законодательства и причинению ущерба бюджету НАО.
Кроме вышеизложенного Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым отметить, что проведение закупки предполагалось способом открытого конкурса, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, которые определяются на стадии оценки, а не подачи заявок.
Заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию. Вместе с тем, отсутствие в заявке на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) сведений, подтверждающих квалификацию, не может являться основанием для отстранения такого участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), но может повлиять на оценку заявки такого участника в случае установления такого показателя
Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ, поскольку используемый заказчиком показатель предполагал привлечь наибольшее количество участников в объявленных торгах.
В целях исследования обстоятельств жалобы Заявителя в совокупной взаимосвязи действиями Заказчика Комиссией выявлено, что Заказчику по рассматриваемой жалобе запросов о даче разъяснений конкурсной документации не поступали, а по рассматриваемой закупке на участие в открытом конкурсе была подана лишь одна заявка. Кроме того Заявитель заявку на участие в данном конкурсе не подавал.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного конкурса N0600600025022000002 от 16.02.2022 заявка N1 (К-26792) участника закупки комиссией Заказчика отклонена, в связи с несоответствием участника закупки дополнительным требованиям, установленным п. 7.3 Извещения об электронном конкурсе, электронный конкурс признан несостоявшимся на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем жалобы не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Меньшикова Романа Анатольевича на действия Заказчика - Искательского муниципального унитарного предприятия "Посжилкомсервис" при проведении открытого конкурса в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Реконструкция водоочистных сооружений водозабора "Захребетная курья"" (Извещение N 0600600025022000002) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 17 февраля 2022 г. N 083/06/106-4/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.02.2022