Резолютивная часть решения объявлена 17.02.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 22.02.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении:
от заказчика - Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна":
- "_" действующая на основании доверенности от 17.02.2022 года б/н;
от индивидуального предпринимателя "_":
- "_" действующий на основании доверенности от 19.01.2022 года N 1;
рассмотрев обращение (вх. N 577 от 11.02.2022 года) Государственного бюджетного учреждения Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в индивидуального предпринимателя "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 40, кв. 16, ИНН: 170103115586, ОГРНИП: 319171900009021, дата регистрации 29.05.2019 года), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000821006086 "Закупка каменного угля, в том числе с учетом транспортировки для нужд ГБУ РТ "Центр соц.помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна" 2022 год", Комиссия Тывинского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 14.02.2022 года N 40 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0112200000821006086.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, оператора электронной торговой площадки и ИП "_" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения, а также ссылка для участия в заседании Комиссии Тывинского УФАС России по средствам видеоконференцсвязи была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении, а также подтвердила поступление на счет заказчика обеспечения исполнения контракта с нарушение установленного срока.
Согласно письменным (вх. N 664 от 17.02.2022 года) и устным пояснениям представителя ИП "_" а также представленным в материалы дела документам следует, ИП "_" не уклонялся от заключения контракта, что подтверждается внесенным 25.01.2022 года обеспечением исполнения контракта в размере 6 543,63 рубля, поданной в адрес Тывинского УФАС России жалобой на действия заказчика в целях получения технической возможности для заключения контракта, не своевременное подписание контракта произошло в связи с техническими неполадками на электронной площадке.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-18/2022, а также выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в ЕИС 24.12.2021 году размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821006086 "Закупка каменного угля, в том числе с учетом транспортировки для нужд ГБУ РТ "Центр соц.помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна" 2022 год", начальная (максимальная) цена контракта: 130 872,60 рублей.
Документация электронного аукциона N 0112200000821006086 "Закупка каменного угля, в том числе с учетом транспортировки для нужд ГБУ РТ "Центр соц.помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна" 2022 год" утверждена приказом от 20.12.2021 года N 6587 Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно извещению и документации электронного аукциона N 0112200000821006086 заказчиком рассматриваемой закупки является Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0112200000821006086 от 12.01.2022 года на момент окончания срока подачи заявок поступило 4 заявки, которые аукционной комиссией были допущены к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона N 0112200000821006086 от 14.01.2022 года от участников закупки поступили следующие ценовые предложения.
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Вид аукциона |
111231601 |
95 345,63 руб. |
понижение |
111254856 |
96 000,00 руб. |
понижение |
111225765 |
(нет) |
понижение |
111234364 |
(нет) |
понижение |
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821006086 от 19.01.2022 года аукционная комиссия, руководствуясь статьей 69 Закона о контрактной системе, рассмотрела вторые части заявок и документы участников аукциона на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, приняла решение о признании заявок участников закупки N 111231601 и N 111254856 соответствующими требованиям аукционной документации.
По итогам электронного аукциона N 0112200000821006086 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 0112200000821006086 от 19.01.2022 года победителем настоящей закупки признан участник закупки N 111231601 (ИП (ГК(Ф)Х) "_").
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Поскольку извещение о проведении электронного аукциона N 0112200000821006086 размещено 24.12.2021 году, то к данным правоотношениям применяются положения Закона о контрактной системе в редакции от 01.07.2021 года N 79.
Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Из истории заключения контракта, представленной оператором электронной торговой площадки (вх. N 642 от 16.02.2022 года), следует:
- 20.01.2022 года участнику отправлен на подпись проект контракта;
- 26.01.2022 года контракт перешел из состояния "Контракт отправлен участнику на подпись" в состояние "Участник не подписал контракт в регламентированный срок";
- 26.01.2022 года контракт перешел из состояния "Участник не подписал контракт в регламентированный срок" в состояние "Участник признан уклонившимся от заключения контракта";
- 08.02.2022 года истек срок 20 дней с момента публикации протокола подведения итогов.
По смыслу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после представления участником закупки, с которым заключается контракт, соответствующего обеспечения, а в случае непредставления участником закупки такого обеспечения в срок, установленный для заключения контракта, названный участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Протоколом от 26.01.2022 года ИП "_" признан уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В соответствии с пунктом 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 орган контроля, принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом, уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России ИП "_" в целях заключения контракта внесено обеспечение исполнения контракта, что подтверждается платежным поручением N 17 от 25.01.2022 года и пояснениями заказчиками. Кроме того, ИП "_" подавались жалобы в Тывинское УФАС России (вх. N 376 от 31.01.2022 года, вх. 463 от 07.02.2022 года) на действия заказчика при заключении контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000821006086.
Данные факты свидетельствуют об отсутствии умысла уклонения от подписания проекта контракта и намерений причинить вред заказчику, а также о наличии заинтересованности в заключении контракта.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что победитель электронного аукциона - ИП "_" не совершал недобросовестные действия по умышленному уклонению от подписания проекта контракта, не терял интерес к его заключению в ходе всего срока осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением Республики Тыва "Центр социальной помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна" в отношении индивидуального предпринимателя (главы крестьянского фермерского хозяйства) "_" (667000, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ооржака Лопсанчапа, д. 40, кв. 16, ИНН: 170103115586, ОГРНИП: 319171900009021, дата регистрации индивидуального предпринимателя: 29.05.2019 года), в связи с уклонением от заключения контракта по итогам электронного аукциона N 0112200000821006086 "Закупка каменного угля, в том числе с учетом транспортировки для нужд ГБУ РТ "Центр соц.помощи семье и детям Пий-Хемского кожууна" 2022 год", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 22 февраля 2022 г. N 017/06/104-18/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.02.2022