Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2022 года
В полном объеме решение изготовлено 04 марта 2022 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Чеченское УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии:
Эдылханов Б.Д. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Саралиев М.Х. - начальник отдела контроля органов власти и закупок,
Исаев У.В. - начальник отдела контроля антимонопольного и рекламного законодательства,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строймашкомплект" на действия (бездействие) Министерства здравоохранения Чеченской Республики и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования в рамках мероприятий по развитию системы паллиативной помощи (номер извещения 0194200000522000378),
в присутствии представителя Заявителя - Лунев К.А. по доверенности N 16/2021 от 07.12.2021 (посредством видеоконференцсвязи),
в отсутствие представителя Заказчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
в присутствии представителя Уполномоченного органа - Батаев Ю.К. по доверенности от 21.02.2022 N 90/01-15,
УСТАНОВИЛА:
В Чеченское УФАС России с использованием единой информационной системы, 25.02.2022 поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "Строймашкомплект" на действия (бездействие) Министерства здравоохранения Чеченской Республики (далее - Заказчик) и Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (далее - Уполномоченный орган) при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования в рамках мероприятий по развитию системы паллиативной помощи, на начальную (максимальную) цену контракта 2 693 440,00 рублей (номер извещения 0194200000522000378), выразившиеся по мнению заявителя в нарушении требований статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части нарушения правил описания объекта закупки.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей Заявителя и Уполномоченного органа, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Заявитель полагает, что документация указанного Электронного аукциона не соответствует требованиям Федерального закона "О контрактной системе _".
Так, из жалобы следует, что "В ходе анализа описания объекта закупки Заявитель пришел к выводу, что Заказчик указал в описании объекта закупки характеристики единственного концентратора кислорода Армед 8F-5 (Китай), так как им были заданы зафиксированные (бездиапазонные) параметры только это концентратора.
Данное обстоятельство не позволяет участвовать в закупке иным потенциальным поставщикам, в том числе и Заявителю, с предложениями о поставке концентраторов с лучшими характеристиками: меньше вес, меньше размер, меньше шумность и т.п., что нарушает принцип рыночной конкуренции и смысл аукционных закупок.
Так, указание заказчиком в описании объекта закупки товара с более худшими характеристиками, чем имеются на рынке, не соответствует целям эффективного бюджетного регулирования.
Статьей 34 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, на основании которого при исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках определенных для них бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Из толкования указанной правовой нормы, можно сделать вывод, что Заказчик обязан таким образом излагать описание объекта закупки, чтобы наилучшим образом использовать бюджетные денежные средства, в том числе, чтобы приобрести товары за определенную цену, но с более лучшими характеристиками.
Изложенное Заказчиком описание объекта закупки явно не соответствует указанной цели.
Во-вторых, выполненное Заказчиком описание объекта закупки явно направлено на ограничение конкуренции.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 33 ФЗ N 44 Заказчик в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Поэтому указание Заказчиком таких характеристик объекта закупки, которое соответствуют характеристикам только одного товара - Армед 8F-5 (Китай) - явно противоречит указанному положению.
Таким образом, единственной целью изложения Заказчиком именно таких характеристик является умышленное сужением круга потенциальных поставщиков кислородных концентраторов и ограничение доступа к участию в аукционе, ограничение конкуренции, что противоречит ст. 8 и ст. 33 N ФЗ N 44.
В связи с этим 18.02.2022 (с соблюдением срока, предусмотренного п. 5 ст. 42 ФЗ N 44) Заявитель направил Заказчику и Уполномоченному органу запрос на разъяснение аукционной документации по указанному вопросу.
Однако до настоящего момента Заказчиком не предоставлен ответ на указанный вопрос.
В соответствии с п. 5 ст. 42 ФЗ N 44 не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.
Таким образом, Заказчик грубым образом нарушил положения п. 5 ст. 42 ФЗ N 44.".
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В силу части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 и пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Чеченского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Строймашкомплект" - обоснованной в отношении действий (бездействия) Заказчика - Министерства здравоохранения Чеченской Республики.
2. Признать в действиях Заказчика - Министерства здравоохранения Чеченской Республики при проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования в рамках мероприятий по развитию системы паллиативной помощи, на начальную (максимальную) цену контракта 2 693 440,00 рублей (номер извещения 0194200000522000378), нарушения статьи 33 и части 5 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Министерству здравоохранения Чеченской Республики предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Б.Д. Эдылханов
Члены Комиссии: М.Х. Саралиев
У.В. Исаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 4 марта 2022 г. N 020/06/33-12/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2022