Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
-ГБУЗ РК "ДЖАНКОЙСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БОЛЬНИЦА" (далее - Заказчик) - Бородулин П.С. (по доверенности);
- ООО "Савир" (далее - Заявитель) - Страхов С.И. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Приобретение дезинфицирующих средств для нужд ГБУЗ РК "Джанкойская ЦРБ"" (извещение N0375200016122000002) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 4 Правил определено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в описании объекта закупки не раскрыто обоснование дополнительных характеристик, а имеется общая информация с отсылками на нормативные документы, которые не разъясняет потребность заказчика в приобретении товара именно с данными (дополнительными) характеристиками, а отражает исключительно факт недостаточности для учреждения установленной в КТРУ характеристики.
Согласно Техническому заданию установлены следующие коды КТРУ 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000006, 20.20.14.000-00000004, 20.20.14.000-00000002, 20.20.14.000-00000009, имеющие такую обязательную характеристику для применения как форма выпуска, при этом информация по описанию средств дезинфицирующих отсутствует, иные характеристики товара, кроме формы выпуска отсутствуют.
Установление в описании объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ не запрещено, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения в описание товара обоснования необходимости использования такой информации.
Комиссией установлено, что Техническим заданием установлено следующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик:
- Действующие вещества дезинфицирующих средств в соответствии с ФКР по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в МО (протокол N 4 от 20.11.2014 г. профильной комиссии Минздрава России по эпидемиологии), также обусловлено необходимостью обработки высокочувствительного медицинского оборудования, имеющегося в учреждении, необходимостью снижения рисков возникновения дерматитов и аллергии, интенсивности обработки рук медицинского персонала и токсикологической нагрузки на медицинский персонал.
- Объем дезинфицирующего средства в упаковке в соответствии с необходимостью выполнения экспресс дезинфекции поверхностей, возможностью индивидуального использования медперсоналом, минимизация отходов упаковки, удобство пользования, транспортировки и хранения.
- Сфера применения и целевая активность дезинфицирующего средства в соответствии с необходимостью оказания учреждением медицинских услуг, отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, а также ГОСТ Р 56990-2016 "Химические дезинфицирующие средства и антисептики. Дезинфицирующие средства. Критерии и показатели эффективности" и СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
- Расход дезинфицирующего средства и экспозиция при обработке в соответствии с необходимостью обеспечения комплекса мер по профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (обеспечения безопасности пациентов и персонала медицинского учреждения), соблюдения режимов дезинфекции, экономичности расхода дезинфицирующего средства при минимизации затрат времени (исключение простоев в работе медицинского персонала учреждения).
- Параметры острой токсичности при введении в желудок и нанесении на кожу в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности".
- Наименование товара согласно свидетельству о государственной регистрации, наименование страны происхождения товара и указание на товарный знак (при наличии) в соответствии с необходимостью использования учреждением только официально зарегистрированных и допущенных к обращению в медицинских организациях дезинфицирующих средств.
В ходе заседания Комиссии установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком указаны отличные от КТРУ характеристики требуемых к поставке товаров, а также содержится обоснование необходимости установления дополнительных требований к товарам, не предусмотренных КТРУ.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасный работы персонала и безопасности пациентов.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняет, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Постановления N 145 в части обоснования необходимости использования дополнительной информации о закупаемом товаре. Довод Заявителя относительно ненадлежащего обоснования дополнительных характеристик, не нашел своего подтверждения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводу жалобы: "_ требования ТЗ ограничивающие количество участников закупок, а также конкуренцию и доступ ООО "Савир", к участию в аукционе. В Техническом задании аукционной документации чрезмерно детализировано описание товара, а именно состав действующих веществ их % содержание и указание на отсутствие определенные действующие вещества".
Заказчиком представлены следующие возражения на жалобу: "Из технического задания аукционной документации заказчика следует: что функциональными, техническими и качественными характеристиками являются; действующие вещества, их процентное содержание, pH средства (уровень кислотности), антимикробная активность и другие показатели. Требования к составу дезинфицирующих средства, сроку годности рабочих растворов и режимами обработки обусловлены конкретными потребностями заказчика. Требования к составу и процентной концентрации требуемых дезинфицирующих средств в концентрированном виде и в рабочих растворах обусловлены текущей ротацией, а также учётом чувствительности к средству микрофлоры в медицинской организации по результатам мониторинга устойчивости. Требования к срокам годности рабочих растворов обусловлены сроком годности действующих веществ, для экономичного расходования средства. В запрашиваемых режимах применения указаны оптимальные соотношения экспозиции и расхода средства для конкретных режимов применения: экономичный расход при быстрой экспозиции. Требование к целевой активности указывается для уточнения антимикробной активности при использовании средства, широкий спектр действия, для качественной обработки.
Разделом "Техническое задание" документации об аукционе Заказчиком установлены требования к поставляемым дезинфицирующим средствам, а также в соответствии с требованиями п.6 Правил использования каталога "Обоснование необходимости установления дополнительных характеристик в описании объекта закупки": В связи с необходимостью соблюдения требований ч.1 ст.33 Закона N44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, связанных с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика, заказчиком установлены дополнительные требования к закупаемой продукции, не предусмотренные соответствующей позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Установление дополнительных характеристик, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик объекта закупки обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ и потребностью заказчика. При описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения.
Федеральным законодательством не установлены стандартные показатели для описания дезинфицирующих средств. Заказчик сформировал Техническое задание (описание объекта закупки) в соответствии с КТРУ и установил дополнительные характеристики по составу для конкретизации дезинфицирующих средств, которые применяются заказчиком, согласно своей специфики, исходя из имеющегося собственного опыта определил характеристики закупаемой продукции, наиболее подходящей для специфики работы медицинского учреждения, полностью обеспечивающие безопасную работу персонала и безопасность пациентов.
Описание объекта закупки с учётом состава действующих веществ и указание процентного содержания в средстве напрямую влияет не только на эффективность и экономичность препарата, но и на безопасность для персонала и пациентов (снижения контактных дерматитов и прочих аллергических реакций), что является немаловажным фактором при выборе средств, учитывая частоту обработки в настоящее время в условиях эпидемиологической ситуации".
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающие количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что указанным Заявителем товарам соответствует антисептики следующих производителей: антисептик "Алсофт Р" производство Российской Федерации, "Фармсепт" производство Российской Федерации, "Мирафлорес" производство Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя относительно описания объекта закупки с нарушением требований законодательства, повлекшее ограничение количества участников закупки, не обоснован, поскольку не доказан Заявителем.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
Э.С. Велиляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 февраля 2022 г. N 082/06/106-200/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022