Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист - эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Заказчик) - Малявкина И.С., Окунь Д.А. (по доверенности);
- ООО "ГК "Сигма" (далее - Заявитель) -Чухарев К.В., Загребельная Л.М. (по доверенности);
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка ноутбуков для компьютерного класса для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"( шифр: 35-2022-нр2100)" (извещение N0175200000422000053) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при опубликовании извещения, Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
14.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение N0175200000422000053 о проведении аукциона в электронной форме: Поставка ноутбуков для компьютерного класса для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" (шифр: 35-2022-нр2100) (далее - Аукцион).
Начальная максимальная цена контракта - 154 175 486,00 рублей.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно жалобе Заявителя:
"Проанализировав рекомендованные Методическими указаниями характеристики и сравнив их с характеристиками, приведенными в "Описании объекта закупки (Техническое задание)" N0175200000422000053, можно прийти к выводу, что часть указанных в "Описании объекта закупки (Техническом задании)" характеристик, существенно ограничивает круг поставщиков и поставляемого оборудования.
В частности, параметр "Частота процессора базовая" со значением 2.3 Гигагерц может допустить к участию поставщиков с моделями ноутбуков, построенными на базе устаревших процессоров Intel (к примеру, Intel Core i5-8259U, Intel Core i5-9300H и т.д.), но ограничить участие поставщиков с моделями ноутбуков, построенными на базе современных процессоров (к примеру, Intel Core i5-1038NG7, Intel Core i3-1125G4 и т.д.), при том, что производительность указанных современных процессоров (значение показателя "CPU Mark" по тесту "Laptop & Portable CPU Perfomance" http://www.cpubenchmark.net/laptop.html) значительно превосходит производительность устаревших процессоров в аналогичном тесте.
Также Заказчиком установлено требование к типу интерфейса USB USB 3.2 Gen 1 (Заказчик требует устаревший тип Type-А) при требуемом количестве встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) 3 штук, тогда как практически все производители современных моделей ноутбуков отказываются от большого количества портов USB Type-А в пользу портов более нового типа Type-C. Следует обратить внимание, что данного требования "Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 1" нет в Методических указаниях".
Объектом закупки является Поставка ноутбуков для компьютерного класса для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование"(шифр: 35-2022-нр2100).
В соответствии с описанием объекта закупки в техническом задании Заказчиком установлены характеристики товара, требующие предоставления конкретных показателей:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя товара) |
Ед. изм. |
Требуемое значение,установленное заказчиком |
Значение, предлагаемое участником закупки |
Указание на товарный знак (при наличии) |
Наименование страны происхождения товара |
1. |
Ноутбук |
Размер диагонали |
Дюйм (25,4 мм) |
|
|
|
|
Количество ядер процессора |
Штука |
|
|
||||
Количество потоков процессора |
Штука |
|
|
||||
Частота процессора базовая |
Гигагерц |
|
|
||||
Объем кэш памяти третьего уровня процессора (L3) |
Мегабайт |
|
|
||||
Общий объем установленной оперативной памяти |
Гигабайт |
|
|
||||
Максимальный общий поддерживаемый объем оперативной памяти |
Гигабайт |
|
|
||||
Объем SSD накопителя |
Гигабайт |
|
|
||||
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) |
Штука |
|
|
||||
Количество встроенных в корпус портов USB Type-C |
Штука |
|
|
||||
Разрешение вэб-камеры |
Мпиксель |
|
|
||||
Время автономной работы от батареи |
Час |
|
|
||||
Емкость батареи |
Ватт-час |
|
|
||||
Вес |
Килограмм |
|
|
В соответствии с описанием объекта закупки в техническом задании Заказчиком установлены характеристики товара, не требующие предоставления конкретных показателей:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя товара) |
Ед. изм. |
Требуемое значение,установленное заказчиком |
1. |
Ноутбук |
Форм-фактор |
- |
Ноутбук |
Разрешение экрана |
- |
Full HD |
||
Тип видеоадаптера |
- |
Интегрированная (встроенная) |
||
Тип оперативной памяти |
- |
DDR4 |
||
Тип накопителя |
- |
SSD |
||
Тип беспроводной связи |
- |
Bluetooth, Wi-Fi |
||
Наличие модулей и интерфейсов |
- |
HDMI, M.2, 8P8C , VGA |
||
Батарея съемная без инструментов |
- |
Нет |
||
Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 1 |
- |
Type-А |
||
Наличие дополнительного цифрового блока на клавиатуре |
- |
Да |
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно подпункту "в" пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Изучив извещение о проведении электронного аукциона, Комиссия Крымского УФАС России установила, что при формировании описания объекта закупки заказчиком был применен соответствующий код позиции КТРУ 26.20.11.110-00000140 "Ноутбук".
В соответствии с информацией, размещенной по указанной позиции в КТРУ, заказчик вправе установить в описании объекта закупки требования к показателю "частота процессора базовая". Также КТРУ предусмотрены различные варианты значения указанного показателя. При этом, как установлено в КТРУ, вид характеристики указанного показателя является изменяемым заказчиком и предполагает выбор одного из перечисленных в нем значений. В данном случае в соответствии с потребностями Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым заказчиком было установлено требование к частоте процессора базовой и выбрано одно из предусмотренных значений 2.3 Гигагерц.
Таким образом, по мнению Комиссии Крымского УФАС России, в действиях заказчика отсутствуют нарушения в части установления значений показателя по позиции КТРУ. Довод жалобы не подтвержден.
Заказчик в своих возражениях указал, что установленные характеристики по типу интерфейса USB 3.2 Gen 1 Type-А при требуемом "количестве встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 1 (USB 3.1 Gen 1, USB 3.0) с количественным значением 3 штук обусловлены тем, что в один из портов USB на постоянной основе подключен манипулятор "Мышь". Для примера Заказчик обосновал потребность тем, что для показа учебных материалов с компакт-дисков, которые поставляются вместе с учебниками, внешний привод для чтения компакт-дисков подключается в один из оставшихся USB портов, в другой - проектор.
Также, Заказчик указал, что, например, для демонстрации видеоматериала с флеш-накопителя в оставшиеся 2 порта USB подключается проектор и флэш-накопитель. В случае, если в ноутбуке будет присутствовать только 2 порта USB, то такой показ видеоматериала будет вызывать дополнительные трудности и потребует либо отключения манипулятора "Мышь" (из-за постоянных переключений возникает дополнительная нагрузка на порты USB), либо постоянного размещения материалов на жестком диске (размер накопителя составляет 240 или 256 Гигабайт). Кроме этого, ограничение числа портов USB может вызывать дополнительные сложности при использовании различных датчиков (температуры, влажности, давления и т.д.) на уроках физики, химии и других естественных наук.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Положения Закона о контрактной системе не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Таким образом, Комиссия Крымского УФАС России приходит к выводу, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Довод жалобы Заявителя признается необоснованным.
Кроме того, на участие в данном электронном аукционе поступило 6 (шесть) заявок, снижение составило 25,93%, что свидетельствует об отсутствии факта ограничения количества участников закупки.
Довод относительно указания Заказчиком в описании объекта закупки (Технического задания) года производства товара - не ранее 2021, Комиссия Крымского УФАС России оставляет без рассмотрения, так как данный довод был предметом рассмотрения жалобы Комиссией по делу N082/06/106-214/2022.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 1 марта 2022 г. N 082/06/106-227/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2022