Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2022.
Решение в полном объеме изготовлено 01.03.2022.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по строительству объездной автомобильной дороги в п.Добринка, Липецкой области (реестровый номер 0846600000922000003) (далее - конкурс), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 74 от 21.02.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 18.02.2022 поступила жалоба ИП Меньшикова Р.А. (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме заказчика - администрации Добринского муниципального района Липецкой области (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Заказчик, уполномоченное учреждение, заявитель, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направили.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) заказчиком неправомерно сокращен перечень контрактов, подлежащий оценке;
2) заказчиком в извещении о проведении конкурса не предусмотрено применение формул и положений для подсчета баллов по неценовым критериям, в случае формирования участниками закупки ценового предложения ниже нуля.
Заказчик и уполномоченное учреждение представили затребованные документы, а также письменное мнение на жалобу.
Извещение о проведении конкурса на выполнение работ по строительству объездной автомобильной дороги в п.Добринка, Липецкой области (реестровый номер 0846600000922000003), размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 82 374 410,00 руб.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству объездной автомобильной дороги в п.Добринка, Липецкой области.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчиком неправомерно сокращен перечень контрактов, подлежащий оценке, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в п. 14 извещения о проведении конкурса установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев:
1) Стоимостной критерий: Цена контракта. Значимость критерия - 60%.
2) Нестоимостной критерий: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки). Значимость критерия - 40%.
Показатель оценки: "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". Значимость показателя оценки - 100%.
Показатели, детализирующие показатель оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров (значимость показателя, детализирующего показатель оценки - 30%)
- общее количество исполненных участником закупки договоров (значимость показателя, детализирующего показатель оценки - 30%)
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров (значимость показателя, детализирующего показатель оценки - 40%).
Согласно пункту 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ, содержащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что извещение о проведении конкурса содержит приложение, в котором установлен порядок рассмотрения и оценки заявок участников конкурса.
В приложении к извещению о проведении конкурса установлено, что для рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке по показателю "Квалификация участников закупки", его детализирующим показателям принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договоры), предусматривающий (предусматривающих) выполнение работ на объекте, соответствующему объекту закупки - автомобильная дорога.
Также установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта:
- копии исключительно исполненного (исполненных) договора (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству автомобильной дороги, при исполнении которого (которых) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисление неустоек). К оценке принимаются документы, предусмотренные настоящим пунктом, в случае их представления в заявке на участие в закупке в полном объеме и со всеми приложениями (в том числе документы, подтверждающие исполнение требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисление неустоек)
- акт (акты) приемки выполненных работ, составленные при исполнении такого (таких) договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении указанного (указанных) договора (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Более того, в разделе 3 рассматриваемого приложения к извещению о проведении конкурса определены положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа. Так, заказчиком установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: договор (контракт), предусматривающий выполнение работ по строительству автомобильной дороги.
Исходя из указанных положений извещения о проведении конкурса, при рассмотрении заявок участников закупки к оценке будут приниматься контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ только по строительству автомобильной дороги.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу подпункта "а" п. 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации
Подпунктом "а" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
При этом, согласно подпункту "в" пункта 28 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Также устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
При этом, в соответствии с пунктом 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
автомобильная дорога;
особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом настоящего подпункта, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
д) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Исходя из вышеизложенного, в соответствии с требованиями Положения по критерию оценки "квалификация участников закупки" заказчику необходимо установить, что к оценке будут приниматься контракты (договоры) выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) автомобильной дороги, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, в действиях уполномоченного учреждения установлены нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 32 Положения, поскольку извещением о проведении конкурса установлено, что к оценке принимаются исключительно договоры (контракты), предусматривающие выполнение работ только по строительству автомобильной дороги.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении конкурса не предусмотрено применение формул и положений для подсчета баллов по неценовым критериям, в случае формирования участниками закупки ценового предложения ниже нуля, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В силу пункта 9 Положения установлено, что значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Указанная в пункте 9 Положения формула применяется по общему правилу и не предусматривает присвоение заявкам баллов, количество которых составляет ниже нуля.
Пунктом 10 Положения установлено, в случае если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Пунктом 11 Положения установлен порядок оценки заявок по критерию "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", которая осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" пункта 10 настоящего Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 10 настоящего Положения, указываются без знака "минус";
в) применение показателей оценки по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не допускается.
Исходя из вышеизложенного, в случае снижения участником закупки цены контракта ниже нуля при оценке заявок участников, поданных на участие в конкурсе, необходимо применять формулу, указанную в пункте 10 Положения.
При этом, проанализировав извещение о проведении конкурса, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что в приложении "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке" по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" установлено, что значение количества баллов определяется только по формуле, указанной в пункте 9 Положения.
Таким образом, поскольку в извещении о проведении конкурса не учтены иные формулы, предусмотренные Положением, то, следовательно, в действиях уполномоченного учреждения установлены нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 п. 10 Положения.
Установленные нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 10, п. 32 Положения, содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено, 22.02.2022 в единой информационной системе в сфере закупок размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому на участие в конкурсе была подана единственная заявка.
Таким образом, сокращение перечня контрактов, подлежащих оценке, а также отсутствие дополнительной формулы (в случае формирования участниками закупки ценового предложения ниже нуля) не повлияло на результат закупки, поскольку оценка по критериям оценки заявок на участие в закупке, установленным в извещении о проведении конкурса, не осуществляется.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меньшикова Р.А. на положения извещения об открытом конкурсе в электронной форме на выполнение работ по строительству объездной автомобильной дороги в п.Добринка, Липецкой области (реестровый номер 0846600000922000003) обоснованной.
2. В действиях уполномоченного учреждения установлены нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, п. 10, п. 32 Положения.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 25 февраля 2022 г. N 048/06/105-201/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022