Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -------------;
члены комиссии:
---------------;
в отсутствие индивидуального предпринимателя -------------, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-163/2022 (уведомление N 146 от 25.02.2022 года);
в присутствии участвующих в рассмотрении настоящего дела до перерыва представителей:
Муниципального бюджетного учреждения культуры "Районный центр культуры" Рузаевского муниципального района - ------------, действующей на основании доверенности б/н от 01.03.2022 года, ------------- (Распоряжение о назначении директора N57-р от 30.03.2010 года);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - --------------, действующей на основании доверенности б/н от 29.11.2021 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 02 марта 2022 года в дистанционном режиме посредством видео-конференц-связи жалобу индивидуального предпринимателя ------------ (далее - Заявитель) на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Районный центр культуры" Рузаевского муниципального района (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322000070 на выполнение работ по объекту: капитальный ремонт объекта "Обособленное подразделение "Приреченский клуб" МБУК "Районный центр культуры" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия" (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 23 февраля 2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 25.02.2022 года N 146 рассмотрение жалобы назначено на 01.03.2022 года в 15 часов 45 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменных ходатайств об участии в заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи, заявленных Заказчиком, Уполномоченным учреждением (вх.N1316 от 28.02.2022 года, вх.N1331 от 28.02.2022 года, ), сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
01.03.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 02.03.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось в прежнем составе Комиссии Мордовского УФАС России.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Извещение N 0809500000322000070 о проведении Конкурса размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте ЕИС - 08.02.2022 09:27 (MSK (UTC+3) Москва, стандартное время).
Начальная (максимальная) цена контракта: 16 738 948,73 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 24.02.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 28.02.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 01.03.2022.
Код бюджетной классификации: 050A155130.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком по критерию оценки "Квалификация участников закупки" в нарушение положений Закона о контрактной системе установлен показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения по доводам жалобы Заявителя (вх.N1317 от 28.02.2022 года, вх.N1330 от 28.02.2022 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 31.12.2021 года N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпункту "а" пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Главой 6 Положения установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Так согласно подпунктам "а", "б" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения.
Таким образом, из системного анализа приведенных норм следует, что при осуществлении закупки, объектом которой выступает выполнение в том числе работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства Заказчиком устанавливаются два критерия оценки заявок на участие в конкурсе "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" и "квалификация участников закупки", при этом по последнему критерию подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки заявки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом настоящей закупки является выполнение работ по объекту: капитальный ремонт объекта "Обособленное подразделение "Приреченский клуб" МБУК "Районный центр культуры" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия".
Согласно извещению о проведении закупки N 0809500000322000070 Заказчиком проводится открытый конкурс в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, кап. ремонту, сносу объекта кап. строительства в соответствии с частью 8 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что объекты, подлежащие капитальному ремонту в рамках настоящей закупки, относятся к объектам капитального строительства.
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (размещенный на сайте ЕИС 08.02.2022 09:27), установила, что Заказчиком в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе установлены: "Цена контракта" (значимость критерия оценки: 60 %) и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки: 40%), при этом по критерию оценки заявок участников "Квалификация участников закупки" установлены следующие показатели оценки: "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" (значимость показателя: 80,00%); "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость показателя: 20,00%).
Таким образом, руководствуясь приведенными нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего при проведении закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в качестве показателя нестоимостного критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствуют пункту 31 Положения, части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя ---------- на действия Муниципального бюджетного учреждения культуры "Районный центр культуры" Рузаевского муниципального района, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322000070 на выполнение работ по объекту: капитальный ремонт объекта "Обособленное подразделение "Приреченский клуб" МБУК "Районный центр культуры" Рузаевского муниципального района Республики Мордовия" обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 марта 2022 г. N 013/06/42-163/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2022