Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков и вопросов о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии:
Абдурахманова А.Ф., |
заместителя руководителя; |
членов Комиссии: | |
Лосева В.Г., |
заместителя начальника отдела контроля закупок; |
Пирютко Т.В., |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; |
при участии по видеоконференц-связи представителей заказчика: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общеобразовательная школа-интернат N 1 основного общего образования г. Томска (далее - Заказчик) Бичикашвили Р.Г.,(приказ о приеме на работу от 01.09.2005 N 143-к), уполномоченного органа: Администрации города Томск Колмогорцева А.В.,(доверенность N 9398 от 10.12.2021) при участии по видеоконференц-связи представителя заявителя ООО ЧОФ "Воин" (далее - Заявитель) Санжаровского А.И. (доверенность N 1 от 01.01.2022), рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона "Оказание охранных услуг" (извещение N 0165300010522000038) (далее - Аукцион), в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх.N 1211 от 25.02.2022) на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки неправомерно указано в объеме задач, решаемых на посту охраны, требование к исполнителю, а именно: обеспечение общественного порядка на охраняемом объекте и прилегающей территории, пресечение правонарушения в соответствии с действующим законодательством, приказами, инструкциями по организации пропускного режима в здании.
Кроме того, заказчиком объединены в один предмет закупки, функционально не связанные между собой охранные услуги: охрана имущества и объектов, находящихся в собственности, которые могут осуществлять частные охранные организации и поддержание общественного порядка, осуществляемая федеральными органами, что приводит к необоснованному ограничению числа участников электронной закупки и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона 44-ФЗ.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений закона о контрактной системе, привлечь заказчика к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Представитель Заказчика в письменных пояснениях (вх. N 1316 от 02.03.2022) с доводами жалобы не согласился, пояснив, что действовал в соответствии с положениями законодательства контрактной системе в сфере закупок.
На заседании комиссии представитель уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, поддержал письменные пояснения, представленные в материалы дела (вх.N1315 от 02.03.2022).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-Извещение N 0165300010522000038 о проведении электронного аукциона опубликовано на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) -21.02.2021.
-Способ определения поставщика - электронный аукцион.
-Начальная (максимальная) цена контракта 1 013 523,84 рубля.
-На участие в закупке подано две заявки, все заявки допущены к участию в закупке (протокол подведения итогов определения поставщика от 02.03.2022).
-Контракт на момент рассмотрения настоящей жалобы не заключен.
1. В абзаце 3 пункта 15 Технического задания извещения о закупке Заказчиком установлены требования к исполнителю: "обеспечение общественного порядка на охраняемом объекте и прилегающей территории, пресечение правонарушения в соответствии с действующим законодательством, приказами, инструкциями по организации пропускного режима в здании".
В силу абзаца 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
3) охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; 6) обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части; 7) охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона. Организации, осуществляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях, а частные детективы оказывают содействие правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утверждённого Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N14-ст), вид экономической деятельности частных охранных служб определяется ОКВЭД 80.10 Деятельность частных охранных служб Эта группировка включает: - предоставление одной или нескольких услуг: охрана и сопровождение, сбор и перевозка денег, осуществление платежей или передача ценностей с использованием персонала и оборудования для защиты такой собственности Эта группировка не включает: - деятельность по охране общественного порядка и безопасности, ОКВЭД 84.24. |
ОКВЭД 84.24 Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности включает:
- деятельность федеральных органов по обеспечению общественного порядка и безопасности;
- деятельность по охране общественного порядка, осуществляемую войсковыми казачьими обществами.
Представитель Уполномоченного органа в ходе рассмотрения дела пояснил, что предмет данной закупки - "Оказание охранных услуг", услуги "Обеспечение общественного порядка" не является объектом закупки, это лишь одна из задач, решаемых на посту охраны.
В пункте 15 Технического задания (Приложение N 2 к проекту контракта) заказчик указал объем задач, решаемых Исполнителем на посту охраны при осуществлении выше установленных видов услуг, в том числе: обеспечение общественного порядка на охраняемом объекте и прилегающей территории, пресечение правонарушения в соответствии с действующим законодательством, приказами, инструкциями по организации пропускного режима в здании.
По мнению Уполномоченного органа, на законодательном уровне понятие "обеспечение общественного порядка" не закреплено, предусмотренная заказчиком задача по обеспечению общественного порядка, которая будет решаться Исполнителем на посту охраны при осуществлении охранных видов деятельности, предусмотренных Извещением, направлена на обеспечение безопасности жизни и здоровья участников образовательного процесса, посетителей школы, и подразумевает соблюдения правил указанными лицами правил поведения, закрепленных в положениях, инструкциях, ГОСТ 58485-2019, и иных нормативно-правовых актах.
Заказчик, указав в пункте 15 Технического задания объем задач, решаемых Исполнителем на посту охраны при осуществлении установленных видов услуг имел ввиду обеспечение внутри объектового режима.
Между тем, указанные выводы несостоятельные поскольку согласно пункта 15 Технического задания, заказчик указав требования: обеспечение общественного порядка, тем самым возлагает на участника закупки осуществлять деятельность, не предусмотренную законом.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
"Оказание услуг по обеспечению охраны и общественного порядка" - не предусмотрен Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности предусмотрена Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", эту деятельность не может осуществлять частный охранник.
В силу части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
21.02.2022 в 10:51 МСК ООО "ЧОФ "Воин" направил с использованием электронной площадки заказчику запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки N 0165300010522000038. В запросе заявитель указал, что заказчик в закупке объединил в один предмет закупки функционально не связанных между собой охранные услуги, что приводит к необоснованному ограничению числа участников электронной закупки.
21.02.2022 Заказчиком даны разъяснения ООО "ЧОФ "Воин": Описание объекта закупки было внесено в приложение N 2 (Техническое задание) на основании Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд КТРУ: 80.10.12.000-00000002 Услуги частной охраны (Выставление поста охраны). Таким образом, заказчиком не нарушены требования, установленные ч.1 п.1 ст.33 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Исходя из смысла указанной нормы права заказчики, осуществляющие закупку в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, обеспечить приобретение товара, работ, услуг с необходимыми заказчику характеристиками, довести до сведения участников закупки сведения о характеристиках требуемого товара, работ, услуг в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Именно из-за установленного требования заказчиком в пункте 15 Технического задания требование: обеспечение общественного порядка не позволило ООО ЧОФ "Воин" принять участие в электронной закупке "Оказание охранных услуг" (извещение N 0165300010522000038)
Таким образом, заказчик объединив в один предмет закупки, функционально не связанные между собой охранные услуги: охрана имущества и объектов, находящихся в собственности которые могут осуществлять частные охранные службы и охрана общественного порядка и безопасности осуществляемая федеральными органами, нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона 44-ФЗ, довод жалобы обоснован.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь, Регламентом и ст.99, ст. 105, ст.106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Жалобу ООО "ЧОФ "Воин" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона Оказание охранных услуг" (извещение N 0165300010522000038), признать.
2. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона 44-ФЗ настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
Абдурахманов А.Ф. |
Члены комиссии |
Лосев В.Г.
Пирютко Т.В.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений извещения об осуществлении закупки в рассматриваемой части, вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, ООО ЧОФ "Воин" воспользовался таким правом.
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 3 марта 2022 г. N 070/06/106-66/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022