Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Усинская центральная районная больница" (далее - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ") от 02.02.2022 N 627-кс (вх. от 17.02.2022 N 753) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТЕХСНАБ" (далее - ООО "ТЕХСНАБ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора 01.03.2021 N 2996 (реестровый номер 2110600832221000100), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту прачечного, холодильного, технологического оборудования на объектах ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ", извещение N 0307200030621000076 (далее - обращение, договор)
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в Коми УФАС России представлено обращение о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "ТЕХСНАБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ", ООО "ТЕХСНАБ" о времени и месте рассмотрения обращения и проведении внеплановой проверки извещены.
ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в письме от 24.02.2022 N 658-КС (вх. от 24.02.2022 N 1075-э) в материалы обращения представлены дополнительная письменная информация и копии документов.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки явилось ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ".
Объект закупки - "Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту прачечного, холодильного, технологического оборудования на объектах ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ".
Начальная (максимальная) цена договора составила 939 999,96 руб., источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 29.01.2021.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола от 11.02.2021 подведения итогов электронного аукциона ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" (заказчик) с ООО "ТЕХСНАБ" (исполнитель) 01.03.2021 заключен договор.
По пунктам 1.1, 1.4, 2.1 договора: "Предметом настоящего договора является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту прачечного, холодильного и технологического оборудования на объектах ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1).
Объем оказания услуг: 12 месяцев.
Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту прачечного, холодильного и технологического оборудования на объектах ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" проводятся, в том числе, по заявкам Заказчика (письменным (направленных факсом, электронной почтой, нарочно или почтовым отправлением) и устным посредством электронной связи (телефон).
Срок реагирования на заявку в течение 3-х часов с момента поступления заявки от Заказчика. Все виды услуг осуществляются Исполнителем за свой счет".
В Техническом задании (приложение к договору) установлены требования к качеству услуг: "Техническое обслуживание - комплекс регламентированных нормативной и технической документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению исправности и работоспособности оборудования. Ремонт - совокупность работ по восстановлению его работоспособности в случаях внезапно возникших неисправностей, требующих замены узлов агрегатов, замена неработоспособных компонентов на исправные, однотипные или функционально эквивалентные производится".
Согласно Техническому заданию: "Выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту прачечного, холодильного, технологического оборудования включает в себя:
N п/п |
Виды услуг |
Периодичность |
1. |
Технический осмотр |
1 раз в месяц |
2. |
Техническое обслуживание |
по заявкам заказчика в течении 1 часа в том числе в выходные и праздничные дни |
3. |
Текущий ремонт |
по заявкам заказчика в течении 3 часов. |
4. |
Контроль технического состояния |
один раз в 3 месяца, а также после проведения текущего ремонта |
5. |
Инструктаж персонала |
1 раз в месяц |
По подпунктам 3.4.1, 3.4.2 пункта 3.4 договора: "Исполнитель обязан: оказать услуги качественно в объеме и в срок, предусмотренные настоящим договором, в соответствии с техническим заданием, с требованиями технических регламентов и других нормативных документов, действующих на момент передачи результата услуг Заказчику, а также требованиям государственных стандартов Российской Федерации, если данные требования установлены действующим законодательством Российской Федерации; в период действия настоящего договора выезжать по требованию Заказчика неограниченное количество раз".
В пункте 4 договора определена его цена: "Цена договора составляет 935 299,96 руб. (девятьсот тридцать пять тысяч двести девяносто девять рублей девяносто шесть копеек), НДС не облагается".
Пунктом 5 договора установлен срок оказания услуг: "Срок (график) оказания услуг: c 01.03.2021 года по 28.02.2022 года включительно".
Согласно пунктам 10.1, 10.3 договора: "Договор вступает в силу с даты подписания и действует по 28 февраля 2022 года включительно, а в части взаиморасчетов-до полного исполнения обязательств Сторонами.
Расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны договора от исполнения договора в соответствии с гражданским законодательством".
2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок расторжения контракта в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта до 01.01.2022 регламентирован в части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, действующей до 01.01.2022.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
3. По результатам анализа материалов обращения установлено, что ООО "ТЕХСНАБ" обязательства по договору надлежащим образом не исполнялись.
Заказчиком - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в адрес ООО "ТЕХСНАБ" направлено требование от 24.12.2021 N 589кс об уплате неустоек по договору, из содержания которого следует, что заказчиком в августе 2021 года было установлено, что услуги по договору оказывались ООО "ТЕХСНАБ" до августа 2021 с привлечением соисполнителя по договору субподряда, о чем заказчик уведомлен не был; с августа 2021 ООО "ТЕХСНАБ" перестало исполнять условия договора (на связь не выходило, заявки по договору не исполняло).
Заказчиком - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" 27.12.2021 принято решение N 594 об одностороннем отказе от исполнения договора по причине неисполнения ООО "ТЕХСНАБ" обязательств по договору.
Как следует из материалов обращения, решение заказчика от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено 27.12.2021 на официальном сайте (с соблюдением законодательно установленного срока), а также направлено 30.12.2021 ООО "ТЕХСНАБ" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Согласно материалам обращения, решение заказчика от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора, направленное заказным письмом с уведомлением о вручении, ООО "ТЕХСНАБ" не получено, возвращено ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" организацией почтовой связи по истечении срока хранения.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что решение заказчика от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю, не направлялось.
Доказательства обратного в Коми УФАС России отсутствуют, ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в материалы обращения не представлено, несмотря на то, что указанная информация была запрошена Коми УФАС России в письме от 17.02.2022 N 04-03/1360.
В соответствии с пунктом 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) (далее - Обзор судебной практики) несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено исполнителю.
В Коми УФАС России отсутствуют, заказчиком не представлено доказательств того, что решение заказчика от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора было доставлено ООО "ТЕХСНАБ", в связи с чем констатировать факт надлежащего уведомления заказчиком исполнителя о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения договора не представляется возможным.
Таким образом, требования части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, подлежащей применению при расторжении договора с учетом даты принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, заказчиком при расторжении договора не исполнено, следовательно, ООО "ТЕХСНАБ" надлежащим образом об одностороннем отказе от исполнения договора заказчиком уведомлен не было.
Бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в части ненаправления решения заказчика от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю, не соответствует части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, действующей до 01.01.2022, подлежащей применению при расторжении договора с учетом даты принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора.
Согласно письменным пояснениям заказчика, изложенным в письме в адрес Коми УФАС России от 24.02.2022 N 658-КС (вх. от 24.02.2022 N 1075-э), в связи с неполучением подтверждения о вручении исполнителю решения от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора, направленного заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением в течение длительного времени, датой надлежащего уведомления ООО "ТЕХСНАБ" о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения договора заказчик признал дату по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора в единой информационной системе (27.12.2021) - 27.01.2022.
Согласно статьям 191, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
С учетом требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, положений статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации дата вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и дата расторжения договора - 08.02.2021.
В обращении заказчик - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" определил дату расторжения договора - 28.01.2022.
Действие заказчика - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора не соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В разделе III Правил регламентирован порядок рассмотрения обращения органом контроля и основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо об отказе в таком включении.
В подпункте а) пункта 15 раздела III Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки в бездействии заказчика - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" выявлены нарушения законодательно установленных требований к порядку направления решения об одностороннем отказе от исполнения договора исполнителю.
Следовательно, имеется основание для отказа во включении сведений об ООО "ТЕХСНАБ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренное в подпункте а) пункта 15 раздела III Правил.
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпунктом б) пункта 13, подпунктом а) пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" во включении информации об ООО "ТЕХСНАБ" (место нахождения: 680000, Хабаровский край, город Хабаровск, Ленинградская улица, дом 34, офис 7, ОГРН: 1172724004947, ИНН: 2721229619, КПП: 272101001, директор: <_>, ИНН <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки в бездействии заказчика - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" выявлены нарушения законодательно установленных требований к порядку направления решения об одностороннем отказе от исполнения договора исполнителю, в части ненаправления решения заказчика от 27.12.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю, что не соответствовало части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, действующей до 01.01.2022, подлежащей применению при расторжении договора с учетом даты принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора.
3. По результатам внеплановой проверки действие заказчика - ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ" в части неверного исчисления даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения договора и даты расторжения договора признано не соответствующим требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
4. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 25 февраля 2022 г. N РНП-11-36
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022