Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (далее - Заказчик);
В отсутствии представителей ООО ХФК "Медполимер" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 4415-ЭП/22 от 16.02.2022) на действия СПб ГБУЗ "Городская больница Святого Великомученика Георгия" (далее - Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (растворы) (извещение 0372200258522000004) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 08.02.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200258522000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 729 400,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на возможные неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в незаконном включении в Объект закупки позиции "Желатин", выпускаемой в Российской Федерации единственным производителем.
Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.1 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый электронный аукцион относится к конкурентному способу закупки при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно приложению N1к Описанию объекта закупки Заказчиком установлены следующие Требования к значениям показателей (характеристик) товара, или эквивалентности предлагаемого к поставке товара, позволяющие определить соответствие потребностям заказчика:
N п/п |
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
Признак ЖНВЛП |
Код позиции КТРУ |
Наименование (МНН или при отсутствии МНН химическое, группировочное наименование Товара) |
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕД. ИЗМЕР. |
КОЛ-ВО |
|
Лекарственная форма |
Дозировка |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Нет |
Да |
21.20.10.134-000048-1-00013-0000000000000 |
Аминокислоты для парентерального питания+Прочие препараты [Минералы] |
раствор для инфузий |
Раствор для инфузий 10%*, объёмом 500 мл, для введения в центральные вены, содержащий не менее 15 аминокислот** и электролиты***. Обоснование: |
см[3*];^мл (мл) |
50 000 |
2 |
Нет |
Да |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий, должен быть объёмом 100 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях всех корпусов стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯННОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадение) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
см[3*];^мл (мл) |
600 000 |
3 |
Нет |
Да |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий, должен быть объёмом 500 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях всех корпусов стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯННОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадение) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
см[3*];^мл (мл) |
4 000 000 |
4 |
Нет |
Да |
21.20.10.134-000013-1-00036-0000000000000 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий |
Раствор натрия хлорида 0,9%, для инфузий, должен быть объёмом 250 мл. Натрия хлорид применяется во всех лечебных отделениях всех корпусов стационара, поэтому раствор должен быть НЕ в СТЕКЛЯННОЙ таре из-за хрупкости и тяжести на любом этапе обращения, и НЕ в КОНТЕЙНЕРЕ полимерном по причине невозможности складировать (хранить) данные бесформенные ёмкости в ходе их обращения. Любая иная первичная упаковка должна быть с не менее чем двумя стерильными и независимыми друг от друга портами (один для приготовления раствора, другой для подключения капельницы), под которыми должен находиться резиновый диск или эквивалентный материал, обеспечивающий герметичное закрытие (спадение) места прокола после извлечения аспирационной иглы (приспособления), капельницы.* |
см[3*];^мл (мл) |
2 750 000 |
5 |
Нет |
Да |
21.20.10.134-000038-1-00136-0000000000000 |
Желатин |
раствор для инфузий |
|
см[3*];^мл (мл) |
60 000 |
Таким образом, Заказчиком в аукционную документацию, помимо прочих лекарственных средств, включена позиция "Желатин". По данным государственного реестра лекарственных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) - "Желатин" зарегистрирован в одном торговом наименовании "Гелофузин" (РУ N П N013824/01) производства Б. Браун Мельзунген АГ, Германия (DE 113055856).
Комиссией установлено, что на текущий момент единственный производитель позиции "Желатин" на рынке Российской Федерации - Б. Браун Мельзунген АГ , Германия (DE 113055856). Включение данного препарата в один лот с другими лекарственными препаратами ограничивает конкуренцию и создает неравные условия для всех потенциальных участников закупок, так как что ограничивает лиц, непроизводящих лекарственное средство "Гелофузин" (РУ N П N013824/01)в праве на участие в данном аукционе по другим позициям, заявленным в лоте
Положения ст. 6 Закона о контрактной системе корреспондирует к ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела законных оснований включать позицию "Желатин" в один лот с другими лекарственными препаратами, так как это приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.02.2022 определение поставщика (подрядчика, исполнителя) N0372200258522000004 признано несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 31, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО ХФК "Фирма Медполимер"" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3.Не выдавать Заказчику и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения в связи с признанием итогов определения поставщика несостоявшимся.
4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 февраля 2022 г. N 44-680/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2022