резолютивная часть решения объявлена 24.02.2022
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики (далее - заказчик,) В. действующего на основании доверенности от 21.02.2022 N1б/н, в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Юнирост" (далее - заявитель, ООО "Юнирост") действующей на основании доверенности от 18.02.2022 N3, в отсутствие представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом извещенных уведомлением N539-3/5 от 17.02.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Юнирост", рассмотрев жалобу ООО "Юнирост" на действия Конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0179200001922000006 "Строительный контроль по объекту: "Капитальный ремонт берегозащитных сооружений на р. Эшкакон в с. Джага, Малокарачаевского района" (далее - конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Юнирост" на действия Конкурсной комиссии заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение о признании вторых частей заявок участников закупки с порядковыми номерами "1", "4", "5" соответствующими требованиям конкурсной документации (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), Извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, уведомлением были извещены представители заказчика, оператора электронной площадки "АГЗ РТ", в том числе ООО "Юнирост" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Юнирост" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
Рассмотрение жалобы ООО "Юнирост" Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС состоялось 22 февраля 2022 года и 24 февраля 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Юнирост", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также в результате проведенной, в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
26.01.2022 г. в 17:45 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N0179200001922000006 "Строительный контроль по объекту: "Капитальный ремонт берегозащитных сооружений на р. Эшкакон в с. Джага, Малокарачаевского района" (извещение о проведении конкурса - 24.01.2022 в 18:21 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 8 230 648,00 рублей.
В извещении о проведении закупки предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 26.01.2022 г. в 17:45 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 11.02.2022 г. 09:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Конкурсной комиссией неправомерно принято решение о признании вторых частей заявок участников закупки с порядковыми номерами "1" (N19540), "4" (N19567), "5" (N19574) соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Ч.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Ч.12 ст.55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме того, ч.13 ст.55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Стоимость объекта "Капитальный ремонт берегозащитных сооружений на р. Эшкакон в с. Джага, Малокарачаевского района", подлежащего строительному контролю, составляет 317 847 703,00 рублей.
Ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований для признания заявки участника закупки, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещения об осуществлении закупки, для подтверждения соответствия требованиям п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе участник должен представить действующую выписку из реестра СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В извещении об осуществлении закупки установлены следующие обязательные требования к участникам закупки: "Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.12 ст.55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч.13 ст.55.16 ГрК РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта".
Таким образом, Заказчиком в извещении об осуществлении закупки установлено требование к уровню ответственности по фонду возмещения вреда (далее - фонд ВВ) и фонду обеспечения договорных обязательств (далее - фонд ОДО), которому не могут соответствовать участники Конкурса.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению требования о соответствии участника закупки уровню ответственности члена СРО не ниже предложения участника закупки о цене контракта, нарушает ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Исходя из установленных Заказчиком требований и объекта закупки, стоимость реконструкции объекта составляет 317 847 703,00 рублей, что дает право осуществлять строительный контроль на таком объекте исключительно лицам, являющимся членами саморегулируемой организации, и имеющим второй уровень ответственности по фонду возмещения вреда и фонду обеспечения договорных обязательств.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса от 15.02.2022 NПРОII1 (далее - Протокол NПРОII1 от 15.02.2022) Конкурсной комиссией принято решение о соответствии заявок требованиям извещения об осуществлении закупки и о признании участников закупки с порядковыми номерами "1", "4", "5" участниками Конкурса.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС, изучив заявки участников закупки с порядковыми номерами "1", "4", "5" установила, что указанные участники закупки не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также требованиям, установленным Заказчиком в извещении об осуществлении закупки, поскольку не имеют второй уровень ответственности по обоим фондам одновременно.
Так, согласно имеющимся в составе вторых частей заявок на участие в Конкурсе выпискам из реестра членов СРО, участник закупки с порядковым номером заявки "1" имеет первый уровень ответственности по обоим фондам, участник закупки с порядковым номером заявки "4" имеет первый уровень по обоим фондам, участник закупки с порядковым номером заявки "5" имеет первый уровень ответственности по обоим фондам, что не отвечает требованию Извещения об осуществлении закупки о наличии у участников закупок второго уровня ответственности по обоим Фондам.
На заседании Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что решение о соответствии участников требованиям в отношении уровня СРО было принято исходя из начальной (максимальной) цены контракта по предмету закупки N0179200001922000006, установленной в размере 8 230 648,00 рублей.
При этом исходя из совокупности норм ГрК РФ, обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что решение Конкурсной комиссии о признании соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки вторых частей заявок, поданных на участие в Конкурсе с порядковыми номерами "1", "4", "5" принято в нарушение ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, установленный Заказчиком в конкурсной документации (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) порядок оценки заявок не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, дата окончания срока подачи заявок 11.02.2022 г. в 09:00 ч. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) подана в Карачаево-Черкесское УФАС России 16.02.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, в соответствии с п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) Комиссией не рассматривается.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу общество с ограниченной ответственностью "Юнирост" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики нарушение ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Карачаево-Черкесской Республики нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Карачаево-Черкесского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 1 марта 2022 г. N 009/06/106-18/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022