Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Гусевой М. А.;
от уполномоченного органа - в отсутствие представителей;
от ООО "ЛОКАЛ КОНСТРАКШН" - в отсутствие представителей;
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ЛОКАЛ КОНСТРАКШН" на действия заказчика - Администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, уполномоченного органа - МКУ "УЦЗ Шпаковского МО СК" по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0821600002222000007 "Благоустройство Аллеи Здоровья - Гармония (ул. Архитектурная г. Михайловска)".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Согласно п.п. 5, 11 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
- критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Согласно п.п. 3,4 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Уполномоченным органом - МКУ "УЦЗ Шпаковского МО СК" 04.02.2022 г. в ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0821600002222000007, предметом которого являются работы по благоустройству Аллеи Здоровья - Гармония (ул. Архитектурная г. Михайловска).
Частью 8 ст. 32 Закона N 44-ФЗ установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Приложением N 4 к извещению электронного конкурса Заказчиком установлены критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Так Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 24 Постановления Правительства N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Кроме того, пп "а" п. 8 Постановления Правительства N 2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критерию "Квалификация участников закупки применяются детализирующие показатели.
Заказчиком во исполнения п. 24 Постановления N 2604 применены следующие показатели:
1. "Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов";
2. "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта";
3. "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При проведении внеплановой проверки комиссией было установлено, что Заказчиком были нарушены положения Постановления Правительства N 2604 в части установления детализирующих показателей по критерию "Квалификация участников закупки, а именно:
1. Согласно пп. "а" п. 27 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается в том числе перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2.1 раздела 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленного Заказчиком, по показателю оценивается наличие у участника конкурса праве собственности или ином законном основании автогрейдера и/или автогудронатора, и/или автокрана, и/или асфальтоукладчика, и/или бетоносмесителя, и/или бульдозера, и/или катка, и/или экскаватора, и/или самосвала, и/или фрезы.
При этом установлена следующая шкала оценки:
100 баллов: заявка (предложение), содержащая сведения в отношении 70 и более единиц оборудования и материальных ресурсов, соответствующей заданным условиям;
70 баллов: заявка (предложение), содержащая сведения в отношении от 50 до 69 единиц оборудования и материальных ресурсов, соответствующей заданным условиям;
50 баллов: заявка (предложение), содержащая сведения в отношении от 30 до 49 единиц оборудования и материальных ресурсов, соответствующей заданным условиям;
20 баллов: заявка (предложение), содержащая сведения в отношении от 11 до 29 единиц оборудования и материальных ресурсов, соответствующей заданным условиям;
0 баллов: заявка (предложение) в отношении 10 и менее единиц оборудования и материальных ресурсов, соответствующей заданным условиям и не содержащая сведений об оборудовании и материальных ресурсах, соответствующих заданным условиям.
Таким образом, установленные Заказчиком критерии оценки заявок не позволяют вывить наилучшие условия исполнения контракта а так же нарушают требование пп. "а" п. 27 Постановления Правительства N 2604.
2. Так же согласно п. 28 Постановления Правительства N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Заказчиком установлен один детализирующий показатель - оценка осуществляется по общему количеству исполненных участником закупки договоров.
При этом, установлено, что предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика: оценка осуществляется по предмету договора на выполнение работ по благоустройству с суммой не менее 40% от начальной (максимальной) цены настоящей закупки каждый.
Кроме того установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта, не предусмотренный Постановлением Правительства N 2604:
- копии исполненных контрактов (договоров);
- копии дополнительных соглашений (при наличии);
- копии актов приемки выполненных работ, составленные при исполнении таких контрактов (договоров), содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок).
Вместе с тем, согласно пп. "в" п. 28 Постановления Правительства 2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Из чего следует, что требование Заказчика о предоставлении договора на выполнение работ по благоустройству с суммой не менее 40% от начальной (максимальной) цены настоящей закупки каждый а так же приложение к ним копий дополнительных соглашений нарушают требования действующего законодательство, поскольку указанное не предусмотрено Постановлением Правительства 2604.
3. Согласно п. 2.3 раздела 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, установленного Заказчиком, по показателю оценивается наличие у участника конкурса специалистов, осуществляющих трудовую деятельность по следующим профессиям: асфальтобетонщик и/или асфальтобетонщик-варильщик, и/или бетонщик, и/или дорожный рабочий, и/или машинист автогрейдера, и/или машинист бульдозера, и/или машинист экскаватора, и/или машинист экскаватора одноковшового, и/или машинист экскаватора роторного, и/или машинист крана автомобильного, и/или машинист катка самоходного с гладкими вальцами, и/или машинист катка самоходного и полуприцепного на пневматических шинах, и/или машинист укладчика асфальтобетона, и/или мастер строительных и монтажных работ (мастер), и/или монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, и/или подсобный рабочий, и/или производитель работ, и/или руководитель строительства.
При этом, пп. "а" п. 30 установлено, что в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Таким образом, установленные Заказчиком критерии оценки заявок не позволяют вывить наилучшие условия исполнения контракта а так же нарушают требование пп. "а" п. 30 Постановления Правительства N 2604.
При таких обстоятельствах, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 8 ст. 32, п.п. 3,4 ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ, Постановления Правительства N 2604.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛОКАЛ КОНСТРАКШН" на действия заказчика - Администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, уполномоченного органа - МКУ "УЦЗ Шпаковского МО СК" по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0821600002222000007 "Благоустройство Аллеи Здоровья - Гармония (ул. Архитектурная г. Михайловска)" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика Администрация Шпаковского муниципального округа Ставропольского края, нарушившими требования ч. 8 ст. 32, п.п. 3,4 ч. 2 ст. 42 Закона 44-ФЗ, Постановления Правительства N 2604, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
А.М. Резцова
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 февраля 2022 г. N 026/06/42-298/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022