Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А. М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
в присутствии представителей:
от заказчика - представитель отсутствовал,
от ООО "Глобус" - Никитина Д., Романова И. Н.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из МКОУ СОШ N1 с.Грачевка поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Глобус" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600021021000032 "Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости на объект: "Реконструкция (противоаварийные работы) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с. Грачевка Блок Б, В" Грачевского муниципального округа Ставропольского края.".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N 0121600021021000032 15.06.2021 г. между МКОУ СОШ 1 и Общество с ограниченной ответственностью "Глобус" был заключен Муниципальный контракт N 1 на выполнение инженерных изысканий, подготовка проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости на объект: "Реконструкция (противоаварийные работы) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с. Грачевка Блок Б, В" Грачевского муниципального округа Ставропольского края (далее - Контракт).
Согласно п. 4.1 Контракта "Исполнитель" осуществляет выполнение инженерных изысканий, подготовку проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости на объект: в срок до 10.12.2021 года.
Однако, в установленный контрактом срок, работы не были выполнены, проектно-сметная документацию с положительным заключение государственной экспертизы и достоверности определения сметной стоимости на объект: "Реконструкция (противоаварийные работы) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с.Грачевка Блок Б, В" Грачевского муниципального района Ставропольского края" не была передана Заказчику
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 14.1. Контракта расторжение настоящего Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона 44-ФЗ.
Заказчиком 13.12.2021 г. принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Муниципалього контракта N 1 на выполнение инженерных изысканий, подготовка проектно-сметной документации, проведение государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и достоверности определения сметной стоимости на объект: "Реконструкция (противоаварийные работы) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с. Грачевка Блок Б, В" Грачевского муниципального округа Ставропольского края.
Согласно ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Указанное Решение от 103.12.2021 г. размещено Заказчиком в ЕИС в дополнительной информации 14.12.2021 г.
Вместе с тем, Заказчиком в материалы дела не представлены доказательства того, что Заказчиком Решение от 13.12.2021 г. было направлено поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В силу п. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как было установлено выше, Заказчиком не были представлены доказательства того, что Решение о расторжении контракта было направлено в адрес поставщика, что не дает возможности установить отсутствие нарушений со стороны Заказчика в данной части.
Кроме того, Комиссией при проведении внеплановой проверки было установлено, что Подрядчиком были приняты все возможные меры для надлежащего исполнения условий контракта в надлежащий срок, а именно:
02.07.21 письмом N 98 Подрядчик уведомляет Заказчика о начале обследования конструкций. Письмом N276 от 16.08.21 Заказчику представлен топографический план на согласование.
Письмом N297 от 06.10.21 Подрядчиком представлены Заказчику технические отчеты, а также Подрядчик напоминает об отсутствии согласования со стороны Заказчика архитектурно-планировочных решений, направленных Заказчику 27.09.21 07.10.21 Заказчиком согласованы архитектурно планировочные решения.
09.10.21 Заказчиком запрошены сведения о предоставлении работ в государственную экспертизу Ставропольского края.
Письмом N290 от 10.09.21 Подрядчиком представлены Заказчику задание на проведение технического обследования и программа обследования технического состояния объекта.
В ответ на письмо N635 о сроке проведения работ, Подрядчиком представлено письмо N298 от 11.10.21 о планируемом сроке завершения работ в части разработки документации к 18.10.21.
Письмом N 407 от 25.10.21 Подрядчик уведомил Заказчика о необходимости продления срока выполнения работ в связи с госпитализацией архитектора и заболеванием большей части сотрудников новой коронавирусной инфекцией Covid - 19 до 30.10.2021, что подтверждается листами нетрудоспособности NN910075255914, 910074285696, 910074285698, 910086022349, 910086225453, 9100096622967. Так, последний лист нетрудоспособности был закрыт только 18.01.22.
Вместе с тем, в целях ликвидирования отставания от графиков, Подрядчиком были заключены договоры субподряда с:
Кустовым Евгением Сергеевичем - договор N29-10/2021-ПИР от 31.10.21, оплачен - ПП N501 от 02.11.21, ПП N500 от 29.10.21;
Частикиным Дионисом Юрьевичем - договор N31-10/2021-ПИР-1 от 31.10.21;
Дубровиным Михаилом Леонидовичем - договор N31-10/2021-ПИР от 31.10.21, оплачен - ПП N502 от 02.11.21;
ИП Кусакин Александр Павлович - договор N 25-11/2021-СМ от 25.11.2021, оплачен - ПП N564 от 25.11.21.
Письмом N432 от 18.10.21 Подрядчиком сообщено о необходимости согласования со стороны Заказчика для прохождения "АУ СК "Государственная экспертиза в сфере строительства", в частности Подрядчик просит Заказчика согласовать сметную стоимость и прислать ответным письмом документ о предельной стоимости объекта.
В ответ на письмо N407 от 25.10.21 Заказчиком запрошено предоставление документации на согласование.
Доверенность для подачи работ на государственную экспертизу предоставлена Заказчиком 01.11.21.
03.11.21 Заказчиком представлено письмо N372 с таблицей согласований работ.
В соответствии с накладной N7 от 08.11.21 Заказчику переданы работы в полном объеме.
Письмом N06-12-27/12855 от 22.11.21 Заказчиком согласована расчет стоимости объекта. Письмом N435 от 24.11.21 Подрядчик уведомил Заказчика о наличии замечаний со стороны АУ Ставропольского края "Государственная экспертиза в сфере строительства", которые не устранимы силами Подрядчика, что влечет необходимость внесения изменения в Задание на проектирование. В частности, было необходимо дополнить задание требованиями к инженерным решениям и сведениями по ОКС в соответствии с классификатором (374/пр). Дополнения внесены в п.11 и п. 17 Задания на проектирование Дополнительным соглашение N1 от 15.07.21 Заказчиком внесены изменение в техническое задание к Контракту, в частности утверждено Приложение N1/А.
Указанное выше соглашение поступило Подрядчику по средствам электронной почты и было подписано последним 29.11.21.
Письмом N436 от 25.11.21 Подрядчиком запрошен допуск на объект проведения работ, в связи с возникновением необходимости в выполнении дополнительных археологических работ с целью поиска объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия. Допуск запрошена на даты 29 -30.11.21.
Письмом N439 от 01.12.21 Подрядчик уведомил Заказчика о том, что материалы проектно-изыскательских работ по объекту "Реконструкция (противоаварийные работы) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N1" с.Грачевка Блок Б, В" Грачевского муниципального округа Ставропольского края" были загружены для прохождения экспертизы в АУ СК "Государственная Экспертиза в Сфере Строительства" 11.11.2021. По представленным материалам были получены замечания от АУ СК "Государственная Экспертиза в Сфере Строительства" 22.11.2021 и 30.11.2021, относящиеся как материалам работ ООО "Глобус", так и к заданию на проектирование. Последний исправленный комплект документов на письмо от 30.11.2021 был направлен в АУ СК "Государственная Экспертиза в Сфере Строительства" 01.12.2021 г. Ожидаемое время подписание договора 03.12.2021.
Письмом N464 от 30.12.21 Подрядчик уведомил Заказчика о необходимости получения от последнего акт обследования зеленых насаждений, заверенный в установленном порядке и содержащий сведения о наличии/отсутствии на участке древесно-кустарниковой растительности, ее количестве, породном составе, параметров, санитарного состояния в связи с наличием такового замечания от АУ Ставропольского края "Государственная экспертиза в сфере строительства".
09.12.21 письмом N792 Заказчик сообщил об отсутствии, необходимости в выполнении подраздела 5ж "Технологические решения" раздела 7 Технического задания, а также письмом N817 от 24.12.21 об отсутствии некоторых материалов, в частности Заказчик сообщает, что архивные материалы по проектированию и инженерным изысканиям для строительства, реконструкции или капитального ремонта средней общеобразовательной школы N1 в с. Грачевка Грачевского муниципального округа Ставропольского края отсутствуют.
Таким образом, достижение исполнителем результата, предусмотренного Контрактом невозможно по причине:
1. Отсутствия действующей доверенности со стороны Заказчика, что не позволяет Подрядчику взаимодействовать с Экспертом (ранее уведомление направлено письмом N30 от 04.02.22);
2. Экспертом указано на необходимость изменения предмета Контракта, так как Предусмотренные в проектной документации виды работ не относятся к реконструкции по определению, установленному в Градостроительном кодексе РФ. Исполнение Контракта самостоятельно оказалось невозможным, так как самостоятельное изменение предмета Контракта на капитальный ремонт запрещено, а более того, при реконструкции разрабатывается раздел тх, который включает в себя оборудования, увеличение классов или количества учащихся, что привело бы к изменению технических характеристик здания, а их нельзя менять, так как объект попадает в санитарную зону памятника. Таким образом реконструкцию здания нельзя было прописывать в названии объекта, только кап ремонт или делать замену всего учебного инвентаря и ввод в эксплуатацию нового оборудования, что отсутствовало в техническом задании к Контракту.
Обоснованием невозможности исполнения Контракта и указания предмета контракта в виде "реконструкции" является то, что земельный участок попадает в защитные зоны объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила воинов, павших в годы гражданской и Великой Отечественной войны", 1918, 1943, Ставропольский край, Грачевский район, с. 1 рачевка, у здания СШ, решением крайисполкома от 01.10.1981 г. N 702 "Об утверждении списка памятников истории и культуры Ставропольского края". Приказом Министерства культуры Ставропольского края от 11.03.2013 N 103 "О границе территории объекта культурного наследия регионального значения "Братская могила воинов, павших в годы гражданской и Великой Отечественной войны" утверждены границы территории и режим ее использования.
Следует отметить, что Подрядчик повторно обратился к Заказчику письмом N32 от 07.02.22 (ЕР294899740КИ), в котором указал на невозможность достижения результата без существенного вмешательства Заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и предпринимателя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и п. а ч. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Глобус" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Е. В. Вишневская
Члены комиссии
А. М. Резцова
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 февраля 2022 г. N РНП-26-1725
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022