Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
государственного инспектора отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Смерчанской Н. В.,
В присутствии представителей посредством системы видеоконференции "trueconf":
от Заказчика - Мансуровой Т. Г.,
от ООО ТД "Д-МАРК" - Вторушина Н. А.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО ТД "Д-МАРК" на действия заказчика - Администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121600018622000014 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте: Реконструкция подъездной автомобильной дороги общего пользования к хранилищу картофеля, примыкание к автомобильной дороге Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь км 227+750 (слева), в Красногвардейском районе Ставропольского края".
Заявитель обжалует действия заказчика в части неправомерного отклонения своей заявки на участие в запроса котировок.
Согласно Протокола N 1 подведения итогов запроса котировок в электронной форме N 0121600018622000014 от 24.02.2022 заявка ООО ТД "Д-МАРК" (порядковый номер заявки - 1) в допуске отказано со следующим обоснованием:
Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44 ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям.
Несоответствие уровня организации на право выполнения работ. Стоимость работ по договору подряда превышает 60 млн. руб.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Так, п. 1 ч. 1 ст. 31 установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Предметом данного электронного аукциона является осуществление строительного контроля за выполнением работ по реконструкции подъездной автомобильной дороги общего пользования к хранилищу картофеля, примыкание к автомобильной дороге Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь км 227+750 (слева), в Красногвардейском районе Ставропольского края.
Стоимость реконструкции объекта, подлежащих строительному контролю, составляет 124 310 690,00 рублей.
При этом, в соответствии с письмом Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02, исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Вместе с тем, в вышеуказанном письме Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02 даны следующие разъяснения по вопросу уровня ответственности членов саморегулируемой организации, осуществляющих строительный контроль:
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10-13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Части 12 и 13 статьи 55.16 ГрК РФ определяют размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и соответствующие уровни ответственности членов саморегулируемых организаций.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации, вправе заключать договоры в соответствии с уровнем ответственности, соответствующим внесенному такими лицами взносу в компенсационные фонды в порядке, установленном Законодательством.
Таким образом, поскольку стоимость работ на объекте, подлежащих строительному контролю, составляет 124 310 690,00 рублей, к участникам закупки предъявляется требование о наличии второго уровня ответственности компенсационного фонда возмещения вреда и не менее 1 уровня ответственности фонда обеспечения договорных обязательств членов саморегулируемой организации.
На заседании Комиссией было установлено, что заявка участника ООО ТД "Д-МАРК" содержала выписку СРО первого уровня ответственности члена саморегулируемой организации (не более 60 000 000 рублей).
Учитывая изложенное, Комиссией заказчика заявка Заявителя отклонена в полном соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Извещение обжалуемой закупки установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
Копия выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 марта 2019 г. N 86. Требование установлено в соответствии со статьей 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи. Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, основанной на членстве лиц имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Так же, Приложением N 3 к Извещению об осуществлении закупки установлено следующее требование к участникам закупки:
Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств и должен быть сформирован в соответствии с частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта.
Как было установлено выше, уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о реконструкции, объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля, при этом, Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке данное условие не учтено, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ТД "Д-МАРК" на действия заказчика - Администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме N 0121600018622000014 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте: Реконструкция подъездной автомобильной дороги общего пользования к хранилищу картофеля, примыкание к автомобильной дороге Ростов-на-Дону (от М-4 "Дон") - Ставрополь км 227+750 (слева), в Красногвардейском районе Ставропольского края" - необоснованной.
2. В действиях Заказчика - Администрация Красногвардейского муниципального округа Ставропольского края установлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии И. Г. Лыков
Е.В. Вишневская
Н. В. Смерчанская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 марта 2022 г. N 026/06/42-337/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022