Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Гуляева А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Городская больница N 6" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв.N 0356500003222000035),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в следующем:
1) требованиям к поставляемому товару соответствуют перчатки хирургические единственного производителя.
2) установленная характеристика ограничивает количество участников закупки;
3) в нарушение требований Закона о закупках установлено ограничение в соответствии с постановлением Правительства РФ N 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003222000035 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку перчаток медицинских.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 10.02.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 499 464,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.02.2022 г.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято постановлением Правительства от 30.04.2020 г. N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 617).
В силу п. 1 ПП РФ N 617 утвержден отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В п. 7 Правил формирования установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
Согласно Техническому заданию Заказчиком были использованы следующие позиции КТРУ:
1) Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, стерильные, текстурированные, анатомической формы, пара (N позиции 22.19.60.113-00000001);
2 Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные, пара (N позиции 22.19.60.113-00000003);
3) Перчатки медицинские хирургические гинекологические, латекс, стерильные, неопудренные, текстурированные, удлиненные, пара (N позиции 22.19.60.113-00000001);
4) Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные, стерильные, текстурированные, анатомической формы, пара (N позиции 22.19.60.111-00000001);
5) Перчатки медицинские хирургические двойные, латекс, стерильные, неопудренные, индикация прокола, пара (N позиции 22.19.60.113-00000001);
6) Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные (с увлажнителем) (N позиции 22.19.60.119-00000002);
7) Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные (N позиции 22.19.60.119-00000008).
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
В позициях 1,2,4 Технического задания установлен следующий показатель - манжета обрезана (без венчика) для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой.
Данные требования, по мнению Заявителя, соответствуют перчаткам хирургическим одного конкретного производителя.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что манжета с валиком не обеспечивает достаточную защиту от сползания перчатки, и более того, пережимает руку, что может нести большую опасность при продолжительных хирургических операциях, поскольку от точности рук хирурга зависит общий успех операции. Перчатки с валиком либо пережимают предплечье, либо сползают. Манжеты без валика гораздо более надежно удерживаются на предплечье и не пережимают его, вследствие чего возможно проводить длительные хирургические операции без риска того, что затекут руки. Клейкая полоса дополнительно удерживает перчатку на руке и не создает каких-либо неудобств. Также Заказчик указал, что требованиям позиций 1,2,4 Технического задания соответствует перчатки следящих производителей: Анселл Хелскеа Юроп Н.В., Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд.
Заказчиком в адрес Комиссии были представлены коммерческие предложения и спецификации производителей.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что представленные коммерческие предложения и спецификации производителей не соответствуют требованиям аукционной документации.
Так, например, перчатки производителя Анселл Хелскеа Юроп Н.В. имеют следующие, отличные от требований Заказчика, характеристики: манжета без валика, с клейкой полоской; перчатки производителя Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд имеют следующие, отличные от требований Заказчика, характеристики: манжета прямая с адгезивной полосой.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие как минимум двух товаров различных производителей, соответствующих требованиям котировочной документации, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
2. Относительно второго довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
В позициях 6 Технического задания установлен следующий показатель - вес одной перчатки для возможности определения соответствия перчатки требованиям при поставке, г. и значение - не менее 8.
Согласно п. 9.1.1 инструкции по заполнению заявки если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова как: "не менее", "не более", "не выше", "не ниже", "не ранее", "не превышает", "не должен (-на, -но, -ны, -на) превышать", такие знаки как: "", "
", причем указанные слова и знаки стоят перед числовым значением, участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что вес является объективным фактором качества перчатки. Требуемый минимальный показатель веса определён как измеряемый в обычных условиях с учётом совокупности прочих характеристик. На этапе приемки товара ЛПУ имеет возможность объективно оценить качество поставляемой продукции только путем взвешивания, так как другие технические возможности отсутствуют. Данная возможность есть во всех ЛПУ, имеющих аптеку и электронные весы. Чем больше масса перчатки, тем толще и прочней стенка перчатки, которая являясь средством индивидуальной защиты медицинских работников и выполняют защитную барьерную функцию, в том числе предохраняя кожные покровы от воздействия инфицированных колюще-режущих инструментов, биологических жидкостей и агрессивных сред. Единственной объективной оценкой защитных свойств перчаток и соответствие перчаток требованиям по толщине в ЛПУ на этапе приемки товара является вес/взвешивание перчатки. Кроме того, конкретный вес перчатки в Техническом задании не указан, требуется минимальный вес, который будет соответствовать перчатке с требуемыми характеристиками по толщине.
Комиссия отмечает, что утверждение Заказчика о том, что требуется минимальный вес не исключает обязанности участника в силу положений инструкции по заполнению заявки указывать конкретное значение.
Кроме того, согласно Техническому заданию поставляемые перчатки должны соответствовать ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора". Проанализировав указанный ГОСТ Комиссия обращает внимание, что в ГОСТ отсутствует требование к весу, как к прочностной либо иной качественной характеристике. Также, согласно разделу 8 ГОСТ Р 52239-2004 не указывается данная информация и при маркировке товара.
Следовательно, отсутствуют доказательства того, что вес, указывается производителем в сопроводительных документах на товар. На основании изложенного, с учетом наличия в Техническом задании требований к AQL и одинарной толщине, Комиссия приходит к выводу, что в данном случае вес не может рассматриваться как качественная характеристика, требовать предоставление которой допустимо в составе заявки на участие в закупке.
На основании указанного выше, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что описанный Заказчиком способ определения качества может быть им использован в ходе приемки товара в рамках исполнения контракта.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Согласно перечню отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств товары под кодом ОКПД2 22.19.6 "Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)" подпадают под действие ПП РФ N 617.
Поскольку Заказчиком закупаются товары под кодами ОКПД2: 22.19.60.113, 22.19.60.111, 22.19.60.119, то Заказчиком правомерно установлены ограничения в соответствии с ПП РФ N 617. Довод признан необоснованным.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гуляева А.Г. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв.N 0356500003222000035) обоснованной в части первого и второго довода
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 февраля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022