Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
в отсутствие представителей МКУ Управление благоустройством Пермского района, ООО "ГСК НорСтрой" (извещены надлежащим образом),
рассмотрев обращение МКУ Управление благоустройством Пермского района (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГСК НорСтрой" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по организации тротуара по ул. Дорожная в п. Сылва Сылвенского сельского поселения. (государственный контракт N 80 от 15.10.2021 г.),
УСТАНОВИЛА:
15.10.2021 г. между Заказчиком и ООО "ГСК НорСтрой" был заключен контракт N 80 на выполнение работ по организации тротуара по ул. Дорожная в п. Сылва Сылвенского сельского поселения на сумму 55 587, 41 руб. (далее - Контракт).
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
24.12.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по организации тротуара по ул. Дорожная в п. Сылва Сылвенского сельского поселения (далее - Объект, выполнение работ) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N2 к настоящему Контракту).
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работы на Объекте в сроки, определенные настоящим Контрактом, а Заказчик обязуется принять надлежаще выполненные работы и оплатить их стоимость на условиях и в сроки, определенные настоящим Контрактом.
4.1. Календарные сроки выполнения работ определены сторонами: Начало выполнения работ: со дня заключения Контракта. Срок выполнения работ: до 10.12.2021 г. Датой окончания работ является дата окончания отчетного периода, указанного в подписанном сторонами акте о приемке выполненных работ по форме КС-2.
6.1. Подрядчик обязан:
6.1.1. Выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к настоящему Контракту), условиями Контракта, нормативными актами Российской Федерации, Пермского края, государственными стандартами, строительными нормами.
6.1.2. В период выполнения работ вести оформленную в установленном порядке на русском языке исполнительную производственно-техническую документацию. Сдать Заказчику выполненные объемы работ при предъявлении исполнительной производственно-технической документации.
6.1.3. Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении: - возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; - иных, независящих от Подрядчика обстоятельствах, угрожающих сохранности или качеству Объекта, либо создающих невозможность завершения работ в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
6.1.4. Обеспечить: - сохранность Объекта при выполнении работ, в том числе, конструктивных элементов и элементов обустройства, а также иных элементов, расположенных в границах Объекта, - обеспечить выполнение работ по настоящему Контракту строительными материалами, изделиями и конструкциями, инженерным (технологическим) оборудованием в количестве и порядке, указанными в Контракте, включая приложения к нему. Обеспечить надлежащее хранение применяемых материалов, изделий и конструкций, инженерного (технологического) оборудования, - обеспечить безопасность дорожного движения при производстве работ в соответствии с ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ", - организовать и содержать за свой счет охрану, освещение, обозначение и ограждение строительной площадки предупреждающими и предписывающими знаками, временные сооружения и инженерные коммуникации, связанные с выполнением работ по настоящему Контракту, 5 - выполнение необходимых мероприятий по технике безопасности, пожарной безопасности и сохранности Объекта, рациональному использованию территории, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли, - организовать работы по сбору, утилизации и обезвреживанию строительных отходов, полученных в ходе выполнения работ по настоящему Контракту, в том числе по размещению излишнего грунта, - своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ.
6.1.5. К выполнению работ самостоятельно привлекать специалистов в необходимом количестве, а также определять график их работы, согласованный с Заказчиком.
6.1.6. Предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
6.1.7. Уведомить Заказчика о выявленных в процессе исполнения настоящего Контракта фактах нанесения ущерба, повреждениях зеленых насаждений, случаях разрушений от стихийных бедствий, нештатных ситуаций и других нарушениях, угрожающих безопасности и сохранности работ в течение одного рабочего дня с момента выявления данных случаев.
6.1.8. Устранить за свой счет в сроки, установленные Заказчиком, выполненные объемы работ, не отвечающие требованиям действующей нормативно-технической документации и не принятые Заказчиком, а также любые повреждения в процессе производства работ имущества третьих лиц (в том числе подземных и наземных коммуникаций), произошедшие по вине Подрядчика.
6.1.9. Предоставить по запросу экспертов, экспертных организаций (в случае их привлечения), проводящих экспертизу выполненной работы, дополнительные материалы, относящиеся к условиям выполнения работ по Контракту.
6.1.10. Предоставить Заказчику данные номера телефона, факса, адрес электронной почты, а также почтовый адрес фактического нахождения, которые будут являться источниками передачи оперативной информации между Заказчиком и Подрядчиком.
6.1.11. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные в других статьях настоящего Контракта.
7.2. Заказчик имеет право:
7.2.1. Требовать от Подрядчика выполнения условий Контракта в полном объеме и в установленные сроки.
7.2.2. Затребовать любую информацию о выполнении Контракта.
7.2.3. Для проведения контроля качества выполняемых/выполненных работ по Объекту, проведения контрольных измерений и испытаний контрольных образцов (проб) материалов и(или)измерений и испытаний применяемых материалов, привлекать лабораторию, имеющую аттестат аккредитации испытательной лаборатории в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019.
7.2.4. Приостанавливать и/или запрещать производство работ путем выдачи письменных предписаний, при отступлении Подрядчиком от требований условий настоящего Контракта, нормативных документов; при нарушении технологии работ; невыполнения выданных указаний и предписаний Заказчика; недостатков в качестве работ; нарушения правил безопасности; при неблагоприятных погодных условиях, а также и по другим причинам, влияющим на качество и сроки выполнения работ. Если Подрядчик в нарушение выданного Заказчиком предписания о приостановке или запрещении работ продолжит выполнять работы на Объекте до получения от Заказчика разрешения на возобновление работ, такие работы Заказчик вправе не принимать и не оплачивать.
7.2.5. В случае выявления недостатков выполнения работ, нарушения условий Контракта, требовать уплаты неустойки (пеней, штрафов) в размере, предусмотренном Контрактом.
8.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ.
8.2. Односторонний отказ от исполнения Контракта не освобождает стороны от уплаты всех пеней, штрафов, убытков, начисленных и предъявленных на дату расторжения Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст.708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12 ст.95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 24.12.2021 г.
28.12.2021 г. решение Заказчика об одностороннем отказе направлено Подрядчику заказным письмом с уведомлением.
03.02.2022 г. письмо возвращено Заказчику, в связи с тем, что оно не было получено Подрядчиком.
03.02.2022 г. Заказчику, из выписки из ЕГРЮЛ стало известно о перемене юридического адреса Подрядчика, о чём Заказчик уведомлен не был.
03.02.2021 г. Заказчик считал датой надлежащего уведомления в связи с получением заказчиком информации об отсутствии подрядчика по его адресу, указанному в контракте.
Комиссией установлено, что в нарушение норм Закона о закупках, Заказчиком не было размещено на сайте ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, Заказчиком нарушен порядок уведомления Подрядчика, установленный ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы и документы, предоставленные в обращении, Комиссия установила следующее.
17.10.2021 г. Подрядчик нарочно сдал Заказчику уведомление о необходимости выезда на объект с целью определения участка выполнения работ.
01.11.2021 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо, в котором изложил, что выполнение работ невозможно по причине неблагоприятных погодных условий. В этом же письме Подрядчик предложил перенести срок выполнения работ на 10.05.2022 г. включительно
15.11.2021 г. Подрядчик направил Заказчику предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон.
На вышеуказанные письма Заказчик ответа не направил.
11.11.2021 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию, в которой попросил закончить работы в срок до 10.12.2021 г.
10.12.2021 г. по результатам выезда рабочей комиссии Заказчика на объект был составлен Акт N 1, в котором было зафиксировано, что к работам на объекте подрядная организация так и не приступила.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, пришла к выводу о том, что сведения об Обществе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку нарушение, допущенное Заказчиком, свидетельствует о том, что Подрядчик не был уведомлен о принятом решении об одностороннем расторжении Контракта надлежащим образом, а в следствии лишает ООО "ГСК НорСтрой" права на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "ГСК НорСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 февраля 2022 г. N РНП-59-079
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022