Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Комиссия Кировского УФАС России;
в присутствии:
- представителя министерства образования Кировской области, по доверенности;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Мигалка", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Мигалка",
У С Т А Н О В И Л А:
21.02.2022 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Мигалка" на действия Заказчика - министерство образования Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды национального проекта "Образование" и для создания и обеспечения функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (извещение 0340200003322000287).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 8, 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также ч. 1, 2 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), поскольку Техническое задание по данной закупке сформулировано таким образом, что по совокупности характеристик, установленных Заказчиком, подходит к поставке оборудование только одного производителя, а именно - компании ICL , модель Ноутбук RAYbook Si1512 v2. Дополнительно представил письмо ООО "Новый Ай Ти Проект" от 18.02.2022 г., в котором общество указывает на отсутствие ноутбуков, содержащих спорные характеристики (батарея съемная без инструментов; интерфейс USB 3.2 Gen 2 Type-C).
Указывает, что в самом документе "Изменение в извещение", измененные характеристики (батарея съемная без инструментов; тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2 - Type-C) не отражены, кроме того заказчиком не обоснована потребность в данных изменениях, которые ограничили круг участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 24.02.2022 г. В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Представитель Уполномоченного учреждения сообщил, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Включение в документацию показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках. В прикрепленном документе "Изменение в извещение" указывается на новое техническое задание с измененной характеристикой, которое размещено в ЕИС. Считает жалобу необоснованной.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной, поскольку внесение изменений в техническое задание в части добавления характеристики по количеству встроенных в корпус ноутбука портов USB 3.2 Gen 2 обусловлено тем, что порт USB 3.2 Gen 1 обеспечивает передачу данных со скоростью 5 Гбит / с, а порт USB 3.2 Gen 2 позволяет передавать 10 Гбит / с. Добавленная характеристика является улучшенной и дает возможность подключать к ноутбуку более современные устройства, а также быстрее передавать данные между устройствами.
Сообщает, что ноутбук со съемной батареей является более практичным в использовании, так как имеется возможность экстренно перезагрузить его, вынув батарею. Также замена встроенного аккумулятора возможна только в сервисном центре, а данная процедура является затратной и занимает длительное время, что может сказаться на учебном процессе.
Указывает, что спорные характеристики установлены Заказчиком в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в соответствии с потребностями Заказчика. На рынке присутствуют как минимум два производителя оборудования, включенного в единый реестр российского радиоэлектронного оборудования и характеристики, которого отвечают требованиям, установленным в документации об аукционе (ООО "АЙСИЭЛТЕХНО" реестровая запись из реестра российской промышленной продукции - 1660\1\2021; "РИКОР ЭЛЕКТРОНИКС" реестровая запись - 1144\2\2021). Поставщик не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товар, соответствующий требованиям аукционной документации.
Представитель Заявителя дополнительно представил скрин с характеристиками ноутбука 15,6 "Рикор Электроникс", Россия, указывает, что модель данного ноутбука не подходит под требования Технического задания, поскольку аккумулятор является несъемным.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.02.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322000287 о проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды национального проекта "Образование" и для создания и обеспечения функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах. Начальная (максимальная) цена контракта - 121 354 119,00 руб.
10.02.2022 г. на основании письма заказчика министерства образования Кировской области от 09.02.2022 N661-42-09-02 в извещение о проведении электронного аукциона в раздел "Объект закупки" внесены изменения, электронный документ "Техническое задание (Описание объекта закупки)" изложен в новой редакции.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) (в ред. от 03.02.2022 г.) к поставке требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
1. |
Ноутбук 1559 шт КТРУ 26.20.11.110-00000165 |
Характеристики, внесенные в КТРУ: |
|
|
Форм-фактор - ноутбук Разрешение экрана - Full HD Тип оперативной памяти - DDR4 Тип накопителя - SSD Наличие модулей и интерфейсов - VGA, HDMI, M.2, 8P8C Тип беспроводной связи - Wi-Fi, Bluetooth |
|
|
||
|
Частота процессора базовая, Гигагерц |
|
||
Количество встроенных в корпус портов USB Type-C, штук |
|
|||
Вес, кг |
|
После внесенных 10.02.2022 г. изменений, к поставке требуется товар, в том числе со следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
1. |
Ноутбук 1559 шт КТРУ 26.20.11.110-00000165 |
Характеристики, внесенные в КТРУ: |
|
|
Форм-фактор - ноутбук Разрешение экрана - Full HD Тип оперативной памяти - DDR4 Тип накопителя - SSD Наличие модулей и интерфейсов - VGA, HDMI, M.2, 8P8C Тип беспроводной связи - Wi-Fi, Bluetooth Батарея съемная без инструментов Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 1 - Type-А Тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2 - Type-C |
|
|
||
|
Частота процессора базовая, Гигагерц |
|
||
Вес, кг |
|
|||
Количество встроенных в корпус портов USB 3.2 Gen 2 (USB 3.1 Gen 2, USB 3.1), штука |
|
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322000287 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Таким образом, заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
В рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у заказчика соответствующей потребности.
Предметом обжалованной закупки является поставка товара (ноутбуки), а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
Кроме того, согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции наименование товара, работы, услуги.
Согласно п. 5 Правил Заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду по КТРУ 26.20.11.110-00000165 "Ноутбук" в описание объекта товара включены, в том числе спорные характеристики: батарея съемная без инструментов со значением характеристики - "Да", "Нет"; тип интерфейса USB USB 3.2 Gen 2 со значением "Type-C", "Type-А" (характеристики не являются обязательными для применения), которые нашли отражение в Техническом задании. Данные характеристики не являются дополнительной информацией, предусмотренной п. 5 Правил, в связи с чем не требуется их обоснование.
Таким образом, довод Заявителя не обоснован.
Довод жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно ч. 2 ст. 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч. 13, 14 ст. 22 Закона о контрактной системе).
Таким образом, Извещение о проведении электронного аукциона должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта, соответствующее предмету закупки.
В составе Извещения о проведении электронного аукциона прикреплено обоснование начальной (максимальной) цены контракта со следующими коммерческими предложениями за сумму единицы товара - 80945,00 руб., 82221,00 руб., 77 841,00 руб. В подтверждение Заказчиком представлены копии запроса коммерческих предложений от 21.01.2022 г. N 220-42-09-02, в котором отсутствуют спорные характеристики Технического задания, а также коммерческие предложения с указанными суммами.
Представленные Заказчиком копии запроса коммерческих предложений от 10.01.2022 г. N 13-42-09-02, содержащего спорные характеристики Технического задания и ответы на него с ценами - 82469,00 руб., 82690,00 руб., 77841,00 руб., не могут считаться надлежащим обоснованием, т.к. отсутствуют в Обосновании НМЦК, включенном в Извещение о проведении закупки.
Таким образом, Обоснование НМЦК закупки не соответствует Техническому заданию, с учетом изменений, внесенных 10.02.2022 г., что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Для устранения допущенного нарушения выдается обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Мигалка" на действия Заказчика - министерство образования Кировской области при проведении электронного аукциона на поставку ноутбуков для обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды национального проекта "Образование" и для создания и обеспечения функционирования центров образования естественнонаучной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах (извещение 0340200003322000287).
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
2. Выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 февраля 2022 г. N 043/06/33-137/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022