Внеплановая документарная проверка осуществления Министерством природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Иристонская, д.25, ИНН: 1513060134, далее - Министерство, Заказчик) и Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, пр.Коста, д.11, ИНН: 1516613034) закупки работ по ликвидации негативного воздействия Фиагдонского хвостохранилища на окружающую среду в районе пос.В.Фиагдон Алагирского района РСО-Алания (электронный аукцион N0310200000319001873, далее - Аукцион), проводилась по поручению Федеральной антимонопольной службы (исх.N28/2209/22 от 17.01.2022) в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции N54, действующей на момент публикации Извещения о проведении Аукциона в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, далее - Закон о контрактной системе) на основании приказа Северо-Осетинского УФАС России N5 от 19 января 2022 года.
Цель проверки: выявление нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Проверку проводила инспекция в составе:
Руководитель инспекции - - - -.
Члены инспекции:
- - - -;
- - - - (далее - Инспекция).
В ходе проверки были изучены следующие документы и материалы:
- поручение ФАС России (исх.N28/2209/22 от 17.01.2022);
- обращение Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ис.N7/10-20421 от 09.12.2021);
- сведения об Аукционе в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС), в том числе Извещение о проведении Аукциона, документацию для проведения Аукциона вместе с проектом контракта;
- копия единственной заявки на участие в Аукционе;
- копия протокола рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 08.07.2019;
- копия государственного контракта от 29.07.2019 N21 заключенного по итогам проведения Аукциона (с приложениями, номер в реестре контрактов N2151306013419000045).
В ходе проверки установлено следующее:
1. 21.06.2019 Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, размещено в ЕИС извещение о проведении электронного Аукциона N0310200000319001873 на выполнение работ по ликвидации негативного воздействия Фиагдонского хвостохранилища на окружающую среду в районе пос.В.Фиагдон Алагирского района РСО-Алания и документация для проведения Аукциона, утвержденная 21.06.2019 министром природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Частями 1 и 2 стать и 9 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений Закона об отходах.
Статьей 4.1 Закона об отходах установлено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Из множества разделов проектной документации, размещенной в ЕИС в составе Аукционной документации и являющейся ее неотъемлемой частью следует, что отходы, содержащиеся в Фиагдонском хвостохранилище, классифицированы как отходы II класса, то есть как высокоопасные отходы.
При этом, проектная документация подразумевает работы в том числе по сбору, транспортированию, обработке и как следствие обезвреживанию данных отходов.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В свою очередь пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в том числе пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
Однако, в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, а также пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе Извещение о проведении Аукциона, а также Аукционная документация не содержат требования к участникам Аукциона о наличии у участников Аукциона лицензии на обращение с опасными отходами, в том числе II класса опасности.
Кроме того, в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукционная документация не содержит требования о представлении в составе второй части заявки на участие в Аукционе копии лицензии на обращение с опасными отходами, в том числе II класса опасности.
Таким образом, действия должностного лица Министерства, выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, а также пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что в случае несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Установлено, что до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе была подана одна заявка - ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ" (идентификационный номер заявки N2).
Однако, в нарушение требований пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в Аукционе ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ" не содержит копии лицензии на обращение с опасными отходами, в том числе II класса опасности.
При этом, в нарушение требований пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, Единая комиссия уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд приняла решение о соответствии ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ", а также его заявки на участие в Аукционе, требованиям Закона о контрактной системе и на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Закон о контрактной системе приняла решение заключить государственный контракт по итогам проведения Аукциона с ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ", поскольку в первую очередь комиссия должна руководствоваться нормами Законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия членов Единой комиссии Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, выразившиеся в признании заявки на участие в Аукционе, которой был присвоен идентификационный номер N2, то есть заявки ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ", соответствующей требованиям Аукционной документации и Закона о контрактной системе, в то время как ООО "ИНЖСТРОЙКОНТРОЛЬ" должно быть отказано в допуске к участию в Аукционе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Северо-Осетинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания при проведении электронного аукциона N0310200000319001873 на выполнение работ по ликвидации негативного воздействия Фиагдонского хвостохранилища на окружающую среду в районе пос.В.Фиагдон Алагирского района РСО-Алания, нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 и части 3 статьи 64, а также пункта 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Признать членов Единой комиссии уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, нарушившими требования пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что на момент проведения внеплановой документарной проверки и принятия решения N А31-02/22 государственный контракт по итогам проведения Аукциона заключен и исполнен, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок государственному заказчику - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Северная Осетия - Алания не выдавать.
Решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его подписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 16 февраля 2022 г. N А31-02/22 (ключевые темы: заявка на участие в аукционе - класс опасности - проведение аукциона - аукционная документация - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022