Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_"- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_"- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДПОЛИМЕР" (далее - заявитель, общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Нижнеомская центральная районная больница" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственных средств разных групп (Реестровый номер 2022.009250)" (извещение N 0352300000422000012) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1574э от 17.02.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 08.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещено извещение N 0352300000422000012 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 392 805 руб.
09.02.2022 размещены изменения извещения об осуществлении закупки.
21.02.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе дословно указано следующее: "Заказчиком в аукционную документацию, помимо прочих лекарственных средств, включена позиция "Желатин".
В то же самое время по данным государственного реестра лекарственных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, препарат с международным непатентованным наименованием (МНН) - "Желатин" зарегистрирован в одном торговом наименовании:
-торговое наименование "Гелофузин" (РУ N П N013824/01) производства Б. Браун Мельзунген АГ.
Таким образом, монополия на рынке Российской Федерации по производству и продаже препарата МНН Желатин принадлежит единственной компании - Б. Браун Мельзунген АГ.
С учетом того, что позиция "Желатин" на рынке Российской Федерации присутствует только одного производителя - Б. Браун Мельзунген АГ., Германия (DE 113055856), включение данного препарата в один лот с другими лекарственными препаратами ограничивает конкуренцию и создает неравные условия для всех потенциальных участников закупок.
Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в электронном аукционе может принимать участие только лицо, производящее и поставляющее лекарственное средство "Гелофузин" (РУ N П N013824/01), что необоснованно ограничивает иных лиц в праве на участие в данном аукционе по другим позициям, заявленным в лоте".
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 33 Федерального закон о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупаются следующие лекарственные препараты:
N п/п |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара. |
|
Наименование показателей |
Требуемое значение (диапазон значений) показателей |
|
1 |
Международное наименование |
Натрия хлорида раствор сложный (Калия хлорид+Кальция хлорид+Натрия хлорид) |
Лекарственная форма |
Растворы для внутривенного введения |
|
Дозировка |
500 мл |
|
2 |
Международное наименование |
Натрия хлорид |
Лекарственная форма |
Растворитель для приготовления лекарственных форм для инъекций 0,9% |
|
Дозировка |
5 мл |
|
3 |
Международное наименование |
Натрия хлорид |
Лекарственная форма |
Раствор для инфузий |
|
Дозировка |
250 мл |
|
4 |
Международное наименование |
Натрия хлорид |
Лекарственная форма |
Раствор для инфузий |
|
Дозировка |
500 мл |
|
5 |
Международное наименование |
Желатин |
Лекарственная форма |
Раствор для инфузий |
|
Дозировка |
500 мл |
|
6 |
Международное наименование |
Меглюмина натрия сукцинат |
Лекарственная форма |
Раствор для инфузий |
|
Дозировка |
500 мл |
При этом Комиссией установлено, что в один лот наряду с иными лекарственными средствами включено лекарственное средство с международным непатентованным наименованием, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства, а именно лекарственное средство с МНН "Желатин".
Согласно сведениям из Государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/grls.aspx?s=%D0%96%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D1%82%D 0%B8%D0%BD&m=mnn) в рамках МНН "Желатин" зарегистрирован только один лекарственный препарат с торговым наименованием "Гелофузин" (регистрационное удостоверение N П N013824/01 от 02.08.2007, Германия).
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, Комиссия установила в действиях заказчика нарушение статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929, в связи с чем признала довод жалобы обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДПОЛИМЕР" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Нижнеомская центральная районная больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственных средств разных групп (Реестровый номер 2022.009250)" (извещение N 0352300000422000012).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Нижнеомская центральная районная больница" нарушение статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Нижнеомская центральная районная больница", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 24 февраля 2022 г. N 055/06/33-118/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022