Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТОМАЛЕТ" (далее - заявитель, общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов(стоматология) (Реестровый номер 2022.009991)" (извещение N 0352300022322000035) (далее - электронный аукцион, аукцион),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видеоконференцсвязи представителя заявителя - "_" (доверенность от 22.02.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1631э от 18.02.2022) жалоба заявителя на действия положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 10.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещено извещение N 0352300022322000035 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 422 306,40 руб.
21.02.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 9 ценовых предложений.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 21.02.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 111406855 с ценой контракта 236489, 46 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
3.1. В жалобе дословно было указано: "Согласно п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, является отдельным этапом исполнения контракта.
Пунктами 8 и 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено содержание в извещении об осуществлении закупки срока исполнения и цены отдельных этапов исполнения контракта (если отдельные этапы предусмотрены контрактом).
В соответствии с п. 5.1 проекта контракта, приложенного к извещению об аукционе, поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки на условиях,предусмотренных пунктом 1.3 контракта и в сроки, определенные календарным планом (приложение N 3 к контракту)/заявкой о получении (выборке) товара. Приложением N 3 к проекту контракта установлено, что поставщик обязуется поставить товар по наименованию и количеству, указанному в заявке, в течение трех рабочих дней с даты получения заявки. Согласно п. 9.6 проекта контракта оплата по контракту осуществляется по факту поставки товара на основании заявки о получении (выборке) товара в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами документа о приемке в единой информационной системе на основании предоставленных документов п. 9.4 контракта. То есть проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта в понимании п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе, поскольку предусмотрена обязанность Заказчика оплатить (а значит, и принять) товар, поставленный по заявке.
Извещение об осуществлении закупки не содержит разбивки по этапам исполнения (выделения определенного количества этапов в зависимости от предполагаемого количества заявок), срока исполнения таких этапов и цен отдельных этапов.
Таким образом, содержание извещения противоречит требованиям п. п. 8 и 9 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе".
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (часть 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
Подпунктом 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пунктам 8 и 9 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта.
Из положений проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, следует: "Поставщик обязуется принимать заявки с даты подписания контракта по 31.12.2022 г. В течение 3-х рабочих дней с даты получения заявки поставщик обязуется поставить товар по наименованию и количеству, указанному в заявке по адресу: Омская область, р.п. Большеречье, ул Пролетарская, 83 (Аптечный склад)".
Комиссия отмечает, что разделами 5 и 6 проекта контракта предусмотрена обязанность заказчика по приемке фактически поставленной части товара (по заявке).
Пунктами 9.3 и 9.6 проекта контракта установлено следующее: "Оплата по Контракту осуществляется после исполнения Поставщиком обязательств по поставке Товара по Контракту/по каждому этапу поставки Товара.
Оплата по Контракту осуществляется по факту поставки Товара на основании Заявки о получении (выборке) Товара (приложение N 6 к Контракту) в течение 15 рабочих дней с даты подписания сторонами документа о приемке в единой информационной системе на основании предоставленных документов п. 9.4 контракта".
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае поставка части товара по заявке заказчика является отдельным этапом исполнения контракта, так как условиями контракта установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату поставленной части товара.
Вместе с тем в нарушение пунктов 8 и 9 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлены срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта), цена отдельных этапов исполнения контракта.
Учитывая изложенное, довод жалобы признан обоснованным.
В этой связи Комиссия также отмечает, что извещением об осуществлении закупки предусмотрено: "Срок исполнения контракта, срок исполнения и цена отдельных этапов исполнения контракта - В соответствии с документацией".
Данная ссылка, по мнению Комиссии, допускает двусмысленное толкование, так как какой-либо документации в составе извещения об осуществлении закупки не размещено, прямая отсылка к положениям проекта контракта также отсутствует, что свидетельствует о нарушении статьи 7 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия также обращает внимание, что в силу пункта 2 статьи 510 Гражданского кодекса Российской Федерации договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).
При этом вышеприведенное условие пункта 9.6 проекта контракта одновременно предполагает и поставку, и выборку товаров, что прямо противоречит условию о месте поставки товара (адрес заказчика), в связи с чем является терминологически неверным и также свидетельствует о нарушении статьи 7 Федерального закона о контрактной системе.
Важно учитывать, что общие подходы законодательства о контрактной системе к размещению информации о закупках не допускают, чтобы информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, содержала в себе разночтения и имела двусмысленное толкование.
3.2. В жалобе также было указано: "Пунктом 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено обязательное размещение в составе извещения об аукционе электронного документа, включающего в себя требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке и инструкцию по заполнению заявки.
Среди документов, размещенных в ЕИС в качестве приложений к рассматриваемому извещению, имеются: обоснование начальной (максимальной) цены, проект контракта и описание объекта закупки.
В нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе электронный документ с требованиями к содержанию и составу заявки и инструкцией по ее заполнению отсутствует".
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии и инструкцию по ее заполнению, довод жалобы в указанной части признан обоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
4.1. Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
По общему правилу в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в случае установления заказчиком в соответствии с настоящей статьей требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 - 6.2-1 настоящей статьи.
В нарушение пункта 17 части 1 статьи 42, части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе пунктом 10.1 проекта контракта установлено: "Поставщик до заключения Контракта предоставляет Заказчику обеспечение исполнения Контракта в соответствии с частью 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе в размере 10% от цены контракта, что составляет __________ руб.".
4.3. В соответствии с частями 4 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее также Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042).
Пунктами 2, 3, 4, и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, предусмотрено, что размер штрафа устанавливается контрактом в соответствии с пунктами 3 - 9 настоящих Правил, за исключением случая, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, в том числе рассчитывается как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 8 настоящих Правил):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
Комиссией установлено, что заказчиком в нарушение частей 4 и 8 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, пунктов 2, 3, 4, и 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, не установлены надлежащий порядок установления штрафов за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), а также за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТОМАЛЕТ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходных материалов (стоматология) (Реестровый номер 2022.009991)" (извещение N 0352300022322000035).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница" нарушение статьи 7, частей 4 и 8 статьи 34, пунктов 8, 9 и 17 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 6 статьи 96 Федерального закона о контрактной системе, Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Большереченская центральная районная больница", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 28 февраля 2022 г. N 055/06/42-124/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022