Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплектУрал" (далее также заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее также заказчик), Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска (далее также уполномоченный орган) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка погрузчиков с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием (Реестровый номер 31.0068.22)" (извещение N 0152300011922000057)" (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_> (доверенность N 2 от 26.07.2021);
заказчика - <_> (доверенность N 273 от 06.09.2021);
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 5 от 24.09.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1680э от 21.02.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 11.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещено извещение N 0152300011922000057 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 41 110 394,35 руб.
17.02.2022 и 18.02.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
24.02.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
В жалобе, в частности дословно указано следующее: "Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 года N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В пункте 4 Правил формирования каталога установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Исходя из описания объекта закупки (параметров) и назначения товара (погрузчики с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием., указанного в приложении N1 "Описание объекта закупки" Заказчиком должен быть указан код ОКПД2 - 28.92.25. "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные". Для закупки товара, соответствующего коду ОКПД2 - 28.92.25.000 предусмотрена связь с позицией в справочнике КТРУ 28.92.20.000-00000020 "Погрузчик ковшовый" (ссылка на КТРУ https://zakupki.gov.ru/epz/ktru/ktruCard/commonInfo.html?itemId=82750).
Правилами использования каталога товаров, работ, услуг установлена обязанность применения информации, включенной в позицию КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения, в данном случае с 10.02.2022.
Однако Заказчиком в извещении о закупке указан код ОКПД 28.92.27.120 Погрузчики одноковшовые самоходные прочие. С указанным кодом ОКПД отсутствует связи с позициями КТРУ, размещенного на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок. Описание объекта закупок не соответствует требованиям, предусмотренным действующим законодательством.
Заказчиком не использовано описание товара в соответствии с позицией КТРУ, а также отсутствует обоснование описания товара не в соответствии с КТРУ.
Считаем, что Заказчик умышленно использует некорректный код ОКПД2 и связанный с ним КТРУ, чтобы обойти требования к описанию предмета закупки в соответствии с КТРУ, соответствующим коду ОКПД2 28.92.25.000, установленные согласно Постановления Правительства от 08.02.2017 N 145.
Заказчиком установлены требования к объекту закупки соответствующие только товару одной модели единственного производителя
Кроме того при внесении информации в реестры о вышеуказанных погрузчиках используются Код ОКПД 28.92.25.000 (в том числе погрузчик Амкадор 211 согласно выписке из реестра евразийской продукции). (См. выписки).
Информации об иных производителях не содержатся в реестре Минпромторга и в евразийском реестре промышленных товаров, выписки из которых потенциальные участники закупки должны предоставлять Заказчику в сооответствии с требованиями по нац. режиму, предусмотренными ст. 14 ФЗ N 44 "О контрактной сиситеме в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд."
Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В нарушении вышеуказанного пункта Правил Заказчиком в описание товара не указаны обоснования необходимости использования дополнительных характеристик товара. При описании объекта закупки Заказчик помимо обязательных характеристик товара, которые предусматриваются КТРУ указал дополнительные характеристики товара. При этом никакого обоснования Заказчиком не представлено.".
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закон о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила ведения КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Объектом закупки является поставка погрузчиков с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием.
В извещении о закупке заказчиком, уполномоченным органом указан код ОКПД 28.92.27.120 "Погрузчики одноковшовые самоходные прочие", при этом данный код отсутствует в КТРУ, размещенном в ЕИС.
Заявитель полагает, что исходя из описания объекта закупки и назначения товара, указанного в описании объекта закупки, заказчиком должен быть указан совсем иной код ОКПД2 - 28.92.25 "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные", которому соответствует КТРУ 28.92.20.000-00000020 "Погрузчик ковшовной".
Не соглашаясь с жалобой заявителя, заказчиком представлены следующие возражения: "Довод является несостоятельным, так как для Заказчика обязательным показателем приобретаемого погрузчика с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием является характеристика "Номинальная грузоподъемность, т: не менее 1,2 и не более 2 (1.2 и
2).
Заказчиком в извещении о закупке указан код ОКПД 28.92.27.120 "Погрузчики одноковшовые самоходные прочие". Заказчиком не использовано описание товара в соответствии с позицией КТРУ 28.92.20.000-00000020 "Погрузчик ковшовной", так как отсутствует вышеуказанное значение характеристики обязательной для заказчика "Номинальная грузоподъемность, т: не менее 1,2 и не более 2 (> 1.2 и 2)". В КТРУ Номинальная грузоподъемность (
1.2 и
2).
При применении кода ОКПД 28.92.27.120 "Погрузчики одноковшовые самоходные прочие" заказчик не обязан включать в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации, так как не является КТРУ".
Аналогичные возражения представлены уполномоченным органом.
При этом заказчик и уполномоченный орган ничем не обосновали обязательность использования значения показателя, отличного от установленного в КТРУ.
Проанализировав положения извещения о закупке, КТРУ, возражения заказчика и уполномоченного органа, Комиссия пришла к выводу о том, что исходя из описания объекта закупки и назначения товара, указанного в описании объекта закупки, заказчиком должен быть указан код ОКПД2 - 28.92.25 "Погрузчики фронтальные одноковшовые самоходные", которому соответствует КТРУ 28.92.20.000-00000020 "Погрузчик ковшовной", соответственно описание объекта закупки должно было быть составлено в соответствии с КТРУ.
Учитывая изложенное, Комиссия установила в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, Федерального закона о контрактной системе, а также пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Заявителем указано, что совокупности характеристик требуемых к поставке товаров, установленных в описании объекта закупки, соответствует лишь погрузчик универсальный с бортовым поворотом "АМКОДОР" производства ОАО "АМКОДОР" (Республика Беларусь).
Не соглашаясь с указанным доводом жалобы заявителя, заказчиком в письменных возражениях указано, что наличие товара с характеристиками, установленными в описании объекта закупки, на действующем рынке подтверждается информацией от двух производителей: ОАО "Амкодор". Беларусь, г. Минск; 2) Bobcat Company(США), Бобкэт.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства (далее - Постановление N 616).
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства в соответствии с Постановлением N 616.
Комиссия установила, что Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, содержит информацию о том, что Акционерное общество "Производственное объединение Елабужский автомобильный завод" (реестровая запись N 1107\1\2021) производит экскаваторы погрузчики Bobcat В780.
Вместе с тем, Комиссия не может дать надлежащую оценку соответствия погрузчика Bobcat совокупности всех характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки, поскольку в материалы дела заказчиком соответствующая информация в Омское УФАС России не представлена.
В связи с вышеуказанным, Комиссия признала жалобу обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТехКомплектУрал" на действия бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка погрузчиков с бортовым поворотом в комплекте с дополнительным сменным оборудованием (Реестровый номер 31.0068.22)" (извещение N 0152300011922000057)".
2. Признать в действиях бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства", Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации г. Омска нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, Федерального закона о контрактной системе, а также пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с выдачей предписание по делу N 055/06/33-121/2022 от 01.03.2022.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 марта 2022 г. N 055/06/33-122/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2022