Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>- начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_>- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛабСинтез" (далее - заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской клинический перинатальный центр" (далее - заказчик), Казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН "Фоллитропин альфа" (II) (Реестровый номер 220236)" (извещение N 0852500000122000156)" (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - <_> (доверенность от 13.05.2021);
заказчика - <_> (доверенность от 25.02.2022);
уполномоченного учреждения - <_> (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1751э от 22.02.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 15.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122000156 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 6 545 686,75 руб.
25.02.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика, согласно которому аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в аукционе не было подано ни одной заявки.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе дословно указано следующее: "В соответствии с Описанием объекта закупки в рамках данного Аукциона производится закупка следующих лекарственных препаратов:
1. с международным непатентованным наименованием Фоллитропин альфа в виде лиофилизата для приготовления раствора для подкожного введения, 0.0055 мг;
2. с международным непатентованным наименованием Фоллитропин альфа в виде раствора для подкожного введения, 0,044 мг/мл., объемом 0,75 мл;
3. с международным непатентованным наименованием Фоллитропин альфа в виде раствора для подкожного введения, 0,044 мг/мл., объемом 1,5 мл.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Реестр), на территории Российской Федерации в рамках МНН "Фоллитропин альфа" в лекарственной форме "лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения" в дозировке 0.0055 мг зарегистрирован только один лекарственный препарат одного производителя - это лекарственный препарат с торговым наименованием ГОНАЛ-фR (фоллитропин альфа) лиофилизат 5,5 мкг для приготовления раствора для подкожного введения (РУ N ЛС-000200 от 15.03.2010), производства Мерк Сероно С.п.А. (Италия).
По позиции N 2 и N 3 Описания объекта закупки в рамках МНН "Фоллитропин альфа" в лекарственной форме "раствор для подкожного введения" в Реестре зарегистрировано два лекарственных препарата с торговым наименованием "ГОНАЛ-ф" и "Примапур".
Заказчик объединил в одном лоте лекарственное средство с международным непатентованным наименованием, в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства c иными лекарственными средствами. При этом начальная (максимальная) цена контракта превышает предельное значение начальной (максимальной) цены контракта, установленной пунктом 2 Постановления Правительства N 929".
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки.
Согласно пунктам 1 и 6 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств:
лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства;
наркотическое лекарственное средство;
психотропное лекарственное средство;
радиофармацевтическое лекарственное средство.
Постановлением правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 утверждены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Особенности описания лекарственных препаратов).
Согласно пункту 2 Особенностей описания лекарственных препаратов при описании в документации о закупке заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты
Объектом закупки согласно электронному документу "Описание объекта закупки" является поставка лекарственного препарата с МНН Фоллитропин альфа по трем позициям.
По позиции N 1 заказчику требовалось лекарственное средство со следующими характеристиками.
N п/п |
Наименование товара |
Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара |
|
Наименование показателя |
Значение показателей |
||
1 |
Фоллитропин альфа |
Международное непатентованное наименование/химическое, группировочное наименование |
Фоллитропин альфа |
Лекарственная форма |
лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, |
||
Дозировка, мг |
0,0055 |
При этом согласно электронному документу "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", являющемуся частью извещения об электронном аукционе, в частности было предусмотрено следующее:
"При закупке лекарственных препаратов с указанием единицы измерения дозировки возможно указать конвертируемую единицу измерения.
Допустимо предложение эквивалентных лекарственных форм (эквивалентность лекарственных форм в соответствии с действующими нормативно правовыми актами, регулирующими обращение лекарственных средств на территории Российской Федерации)".
Согласно пояснениям представителя заказчика, полученным в ходе заседания Комиссии, закупка по позиции N 1 лекарственного препарата в лекарственной форме "лиофилизат", а также в дозировке "0,0055 мг", является объективно важной для заказчика, о чем ранее было подробно мотивировано представителями заказчика при рассмотрении жалобы ООО "Евросервис" по делу N 055/06/33-1223/2021 от 06.12.2021.
Уполномоченным органом в возражениях указано, что согласно данным из государственного реестра лекарственных средств на территории Российской Федерации зарегистрировано два аналогичных по лекарственной форме и дозировке лекарственных средства:
- лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения, в дозировке 5,5 мкг (75МЕ) фоллитропина альфа, с торговым наименованием "Гонал-Ф";
- лиофилизат для приготовления раствора для подкожного и внутримышечного введения, в дозировке 75 МЕ фоллитропина альфа, с торговым наименованием "Фоллитроп".
Как следует из государственного реестра лекарственных средств (https://grls.rosminzdrav.ru/GRLS.aspx), в Российской Федерации зарегистрировано 4 лекарственных препарата с МНН "Фоллитропин альфа":
Каждой позиции описания объекта закупки соответствует по два лекарственных препарата различных производителей, в том числе по позиции N 1 (с учетом конвертации дозировки в МЕ и возможности предложить к поставке иную лекарственную форму - лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного и подкожного введения).
С учетом изложенного, Комиссия полагает, что закупка лекарственного препарата с МНН "Фоллитропин альфа" в лекарственной форме лиофилизат и дозировке 0,0055 мг (позиция N 1 Описания объекта закупки) обусловлена объективной потребностью заказчика, которая была им обоснована.
В рамках указанной позиции описания объекта закупки зарегистрировано 2 лекарственных препарата ("Гонал-Ф" и "Фоллитроп") различных производителей, имеющих одинаковую лекарственную форму (лиофилизат), при этом дозировка 75 МЕ аналогична дозировке 5,5 мкг (0,0055 мг), то есть препарат не является "уникальным".
При указанных обстоятельствах, заказчиком, уполномоченным учреждением при описании объекта закупки соблюдены требования действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Таким образом, при рассмотрении жалобы, проведении внеплановой проверки, нарушений при описании объекта закупки не выявлено, в связи с чем жалоба признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛабСинтез" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городской клинический перинатальный центр", Казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения с МНН "Фоллитропин альфа" (II) (Реестровый номер 220236)" (извещение N 0852500000122000156)".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 2 марта 2022 г. N 055/06/33-135/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022