Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного учреждения Тульской области "Сервис" (далее - Заказчик, Учреждение) 14.02.2022 исх. N 4-08/221 (вх. N 895 от 14.02.2022) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Компания ЗУБР" (ИНН 7107533910; 300041, г. Тула, ул. Пушкинская, д. 19, литер Д, офис 101) (далее - Общество, ООО "Компания ЗУБР", Поставщик) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 01.02.2021 N Ф.2021.7335 на поставку оконных, балконных блоков и их комплектующих в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (закупка N 0366200035620007335, реестровый номер контракта 2710704181321000028) (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции от 02.07.2021 N 360-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ) (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии посредством видеоконференцсвязи:
- - директора Общества;
- - представителя Заказчика на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
14.02.2022 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об ООО "Компания ЗУБР" в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку оконных, балконных блоков и их комплектующих в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (закупка N 0366200035620007335) (далее - Электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Обществом условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона размещены 22.12.2020 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Максимальное значение цены контракта составляет 15 613 000,00 рублей.
Начальная сумма цен товара, работы, услуги составляет 51 099,17 рублей.
01.02.2021 по итогам Электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Компания ЗУБР" заключен Контракт на сумму 15 613 000,00 рублей.
При этом сумма цен в ходе проведения торгов снизилась до 35 013,50 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку оконных, балконных блоков и их комплектующих в рамках капитального ремонта служебных жилых помещений (далее - товар) в соответствии со спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и техническим заданием (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
Согласно пункту 1.2 Контракта поставка товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по адресу: г. Тула, Калужское шоссе, д. 50, г. Тула, Калужское шоссе, д. 52.
В соответствии с Приложением N 1 "Спецификация" к Контракту поставке подлежит следующий товар в количестве исходя из потребности Заказчика:
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхождения |
Единица измерения по ОКЕИ |
Цена за единицу товара, руб. |
1. |
Оконный блок |
Россия |
м2 |
4 789,55 |
2. |
Оконный блок |
Россия |
м2 |
4 583,88 |
3. |
Оконный блок |
Россия |
м2 |
4 789,55 |
4. |
Балконный блок |
Россия |
м2 |
4 789,55 |
5. |
Балконный блок |
Россия |
м2 |
4 789,55 |
6. |
Оконный блок |
Россия |
м2 |
4 789,55 |
7. |
Оконный блок |
Россия |
м2 |
4 789,55 |
8. |
Подоконник ПВХ |
Россия |
м |
434,24 |
9. |
Подоконник ПВХ |
Россия |
м |
248,24 |
10. |
Отлив |
Россия |
м |
188,76 |
11. |
Отлив |
Россия |
м |
161,23 |
12. |
Козырек |
Россия |
м |
248,73 |
13. |
Сэндвич-панель |
Россия |
м2 |
342,60 |
14. |
Профиль |
Россия |
м |
34,26 |
15. |
Профиль |
Россия |
м |
34,26 |
Подробные технические и качественные характеристики приведены в пункте 6 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту.
Разделом 4 Контракта установлен следующий порядок и сроки поставки товара, документации:
"4.1. Поставка товара осуществляется поставщиком в место доставки, указанное в пункте 1.2 Контракта, с момента заключения Контракта по 10 сентября 2021 г.
Поставка товара осуществляется партиями по предварительной заявке Заказчика (по факсограмме, телефонограмме или устно, с последующим письменным подтверждением) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения заявки от Заказчика.
Заявка от Заказчика поступает не чаще одного раза в месяц.
Поставщик не менее чем за 1 рабочий день до осуществления поставки товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки товара в Место доставки.
4.2. Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приема-передачи (партии) товара (приложение N 3 к контракту).
4.3. При поставке товара поставщик представляет следующую документацию:
а) счет-фактура или письмо об УСН;
б) счёт на оплату;
в) товарную накладную, оформленную в установленном порядке;
г) акт приема-передачи товара (приложение N 3 к контракту) в двух экземплярах (один экземпляр для заказчика и один экземпляр для поставщика);
д) гарантию производителя на товар, срок действия которой составляет не менее 12 месяцев;
е) гарантию поставщика на товар, срок действия которой должен составлять не менее срока действия гарантии производителя на товар, оформленную в виде отдельного документа.
4.4. При поставке товара без надлежащей документации товар принятию и оплате не подлежит".
При этом, пунктом 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту определены следующие условия поставки товара:
"Поставщик до начала поставки (партии) товара обязан осуществить уточнение размеров поставляемых товаров по месту: оконных и балконных блоков, подоконных досок, отливов, откосов.
Под поставкой товара партиями понимается, что уведомление Поставщика о готовности к сдаче каждой партии товара может быть подано только после доставки всех единиц товара, указанных в заявке Заказчика, до места поставки и оказания в полном объеме сопутствующих услуг на соответствующий заявке объем поставляемого товара, предусмотренных настоящим Техническим заданием.
В заявке Заказчик указывает не более 30 квартир, расположенных по адресам, указанным в пункте 3 настоящего технического задания.
Поставка товара включает в себя обязанность Поставщика в срок, указанный в пункте 4 настоящего Технического задания, осуществить поставку товара и оказание сопутствующих услуг: демонтаж старых оконных и балконных блоков и монтаж новых, монтаж подоконных досок, отливов и откосов, уборку зоны оказания услуг, вывоз строительного мусора, включая оконные рамы и стекло. Дату и время оказания сопутствующих услуг Поставщик обязан согласовать с Заказчиком.
Разгрузка и доставка товара осуществляется Поставщиком своими силами до места оказания сопутствующих услуг, включая подъем на этаж, указанный заказчиком, с учетом использования грузового лифта. При невозможности пользования грузовым лифтом за счет больших габаритов поставляемого товара, Поставщик осуществляет подъем на этаж до места оказания сопутствующих услуг, указанного Заказчиком, своими силами. Этажность каждого дома, указанных в пункте 3 настоящего технического задания, составляет 19 этажей.
Необходимые для оказания сопутствующих услуг рабочая сила, оборудование, инвентарь, транспортные средства, а также необходимые для качественного оказания сопутствующих услуг крепежные материалы и иные изделия входят в стоимость Контракта и дополнительной оплате не подлежат.
Поставляемый товар должен быть новым (не бывшим в употреблении, в ремонте, в том числе восстановлен).
Принятие товара по Контракту в части, либо без оказания Поставщиком сопутствующих услуг не допускается.
Поставка должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными соответствующими нормативными документами, нормами, действующим законодательством Российской Федерации".
Согласно пункту 3 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту место поставки (партии) товара: г. Тула, Калужское шоссе, д. 50, г. Тула, Калужское шоссе, д. 52.
В соответствии с пунктом 4 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту "сроки поставки (партии) товара: с момента заключения Контракта по 10 сентября 2021 года.
Поставка товара осуществляется партиями по предварительной заявке Заказчика (по факсограмме, телефонограмме или устно, с последующим письменным подтверждением) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения заявки от Заказчика.
Заявка от Заказчика поступает не чаще одного раза в месяц".
Раздел 7 Контракта устанавливает порядок приемки товара.
Согласно пункту 13.1 Контракта срок действия Контракта: с момента заключения и действует по 30 октября 2021 года (срок действия Контракта включает срок поставки товара, период приемки результатов поставки, в том числе экспертизы результатов исполнения обязательств Поставщиком по контракту, оплаты за поставленный товар). Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение обязательств сторон по Контракту.
Из представленной в материалы дела переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
01.02.2021, 03.03.2021, 13.04.2021, 25.05.2021, 13.06.2021 Заказчиком направлены заявки на поставку товара от 01.02.2021 N 1, от 03.03.2021 N 2, от 13.04.2021 N 3, от 25.05.2021 N 4, от 13.06.2021 N 5.
Согласно информации, размещенной в единой информационной системе, указанные заявки исполнены Поставщиком в полном объеме на сумму 7 179 921,39 рублей. При этом, за несвоевременное исполнение заявок Заказчиком Поставщику начислены неустойки в виде пени на сумму 97 450,78 рублей, о чем Учреждение предупреждало и позже сообщало Обществу в письмах от 01.03.2021 исх. N 4-08/259, от 05.04.2021 исх. N 4-08/463, от 26.05.2021 исх. N 4-08/748, от 09.11.2021 исх. N 4-08/1508, от 10.11.2021 исх. N 4-08/1528, от 17.11.2021 исх. N 4-08/1576, от 02.12.2021 исх. N 4-08/1662.
При этом, Поставщик сообщил Заказчику о невозможности производить монтаж товара в связи с отрицательными температурами, вследствие чего просил Учреждение переносить срок поставки на более поздние сроки без применения соответствующих санкций (письмо от 02.03.2021 исх. 10).
Также в письме от 28.10.2021 исх. N 78 Поставщик указал Заказчику, что оплата по выполненной заявке N 4 не осуществлена Учреждением, в связи с чем у Общества возникают финансовые сложности при завершении выполнения сопутствующих работ (оказания услуг) по заявке N 5, с учетом того, что заявка N 5 уже выполнена более чем на 50 %.
10.08.2021 Заказчик направил Поставщику заявку N 6, в которой содержалось следующее количество и ассортимент товара, подлежащей поставке по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 50:
N |
Наименование и характеристика товара |
Ед. изм. |
Цена за единицу, рублей |
Количество |
Общая сумма, рублей |
1 |
Оконный блок (Эскиз N 1) |
м2 |
4 789,55 |
147,17 |
704 878,07 |
2 |
Оконный блок (Эскиз N 2) |
м2 |
4 583,88 |
57,67 |
264 352,36 |
3 |
Оконный блок (Эскиз N 3) |
м2 |
4 789,55 |
57,67 |
276 213,35 |
4 |
Балконный блок (Эскиз N 4) |
м2 |
4 789,55 |
68,98 |
330 383,16 |
5 |
Балконный блок (Эскиз N 5) |
м2 |
4 789,55 |
68,98 |
330 383,16 |
6 |
Оконный блок (Эскиз N 6) |
м2 |
4 789,55 |
204,02 |
977 163,99 |
7 |
Оконный блок (Эскиз N 7) |
м2 |
4 789,55 |
11,76 |
56 325,11 |
8 |
Подоконник ПВХ |
м |
434,24 |
217,63 |
94 503,65 |
9 |
Подоконник ПВХ |
м |
248,24 |
187,22 |
46 475,49 |
10 |
Отлив |
м |
188,76 |
217,63 |
41 079,84 |
11 |
Отлив |
м |
161,23 |
155,72 |
25 106,74 |
12 |
Козырек |
м |
248,73 |
155,72 |
38 732,24 |
13 |
Сэндвич-панель |
м2 |
342,60 |
192,73 |
66 029,30 |
14 |
Профиль |
м |
34,26 |
714,00 |
24 461,64 |
15 |
Профиль |
м |
34,26 |
743,00 |
25 455,18 |
Итого: |
3 301 543,27 |
03.12.2021 Заказчик направил Поставщику претензию (письмо исх. N 4-08/1666 от 03.12.2021), в котором требует поставить товар по заявке N 6 от 10.08.2021, а также сообщает о применении к нему санкций в виде неустоек за ненадлежащее исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, а также о возможности принятия решения об одностороннем расторжении Контракта.
07.12.2021 Заказчик направил Поставщику письмо исх. N 4-08/1706, в котором указал на недостатки в качестве уже установленного товара.
09.12.2021 Поставщик направил Заказчику письмо исх. N 84 следующего содержания:
"Окончание выполнения работ и приемка выполненных работ по заявке N 5 состоялась 29.11.2021, что подтверждается актом приема-передачи. Оплата от Заказчика по Заявке N 5 поступила 03.12.2021. В связи с тем, что необходимо более продолжительное время для осуществления поставки полного объема продукции и выполнения работ по Заявке N 6 просим Вас согласовать следующий график: до 17.12.2021 поставка оконных блоков 160 м2 и комплектующих к ним; до 24.12.2021 поставка оконных блоков 160 м2 и комплектующих к ним; до 30.12.2021 поставка оконных блоков 110 м2 - 120 м2 в зависимости от потребности и комплектующих к ним для завершения поставки по заявке N 6".
14.12.2021 Заказчик письмом исх. N 4-08/1744 сообщил Поставщику о принятии к сведению графика поставки товара по заявке N 6, предоставленного в письме Общества от 09.12.2021.
24.12.2021 Поставщик направил Заказчику письмо исх. N 86 следующего содержания:
"Согласно выполнения пункта 5 Приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту Поставщик до начала поставки (партии) товара обязан осуществить уточнение размеров поставляемых товаров по месту: оконных и балконных блоков, подоконных досок, отливов, откосов, а так же осуществить поставку товара и оказание сопутствующих услуг: демонтаж старых оконных и балконных блоков и монтаж новых, монтаж подоконных досок, отливов и откосов, уборку зоны оказания услуг, вывоз строительного мусора, включая оконные рамы и стекло.
В ходе подготовки к исполнению заявки N 6 выяснилось, что требуется поставка товара и выполнение вышеперечисленных работ по адресу: г. Тула, Калужское шоссе, д. 52, который не указан в Заявке N 6. Также уточняем, что последующих заявок после заявки N 6 от Заказчика Поставщику не поступало.
В связи с этим уведомляем Заказчика о полном выполнении обязательств по Контракту".
При этом, в материалы дела не представлено ответа, содержащего точку зрения Заказчика относительно позиции Общества о том, что указанный в заявке N 6 ассортимент товара необходим к поставке по иному (отличному от указанного в заявке) адресу, а также о том, что, по мнению Поставщика, Контакт в части исполнения обязательств по поставке товара с выполнением сопутствующих работ (оказания услуг) по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 50 исполнен в полном объеме.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.3 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, в том числе в случаях (но не ограничиваясь указанными):
- отказа Поставщика передать Заказчику товар или принадлежности к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании товара;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки товаров;
- если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
В связи с тем, что Общество в установленный срок не исполнило свои обязательства по Контракту, 19.01.2022 Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N Ф.2021.7335 от 01.02.2021 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360-ФЗ) с 1 января до 1 июля 2022 года: "в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта".
Частью 12.2 статьи 95 Закона установлено, что: "в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом)".
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12.2, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта 19.01.2022 направлено Заказчиком ООО "Компания ЗУБР" способами, указанными в части 12 статьи 95 Закона, в том числе заказным отправлением с уведомлением о вручении (номер РПО 30000065035758), по электронной почте, согласованной сторонами Контракта в разделе 15 Контракта; размещено Заказчиком 19.01.2022 в единой информационной системе.
Следовательно, обязанности по направлению уведомления в адрес Общества о расторжении Контракта и опубликованию его в единой информационной системе с целью надлежащего уведомления о принятом Заказчиком решении им соблюдены.
Из документов, представленных на заседание Комиссии установлено, что Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта, направленное по почте ООО "Компания ЗУБР", не получено, в связи с чем Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления Общества дату по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе указанного решения.
Посчитав, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт расторгнут, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с рассматриваемым обращением.
28.01.2022 Поставщик направил Заказчику письмо исх. N 5 следующего содержания:
"Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на основании неисполнения заявки N 6. Выполнение заявки N 6 Поставщиком оказалось невозможным по вине Заказчика, так как заявка N 6 не соответствует Контракту и Техническому заданию к Контракту.
Заявленный объем нарушает пункт 5 Технического задания к Контракту (объем в Заявке N 6 более 30 квартир), так как объем поставляемых оконных блоков на 1 трехкомнатную квартиру не более 20 м2, что составляет не более 600 м2, а в заявке N 6 указано 618 м2.
В пункте 5 Технического задания написано: под поставкой товара партиями понимается, что уведомление Поставщика о готовности к сдаче каждой партии товара может быть подано только после доставки всех единиц товара, указанных в заявке Заказчика, до места поставки и оказания в полном объеме сопутствующих услуг на соответствующий заявке объем поставляемого товара, предусмотренных настоящим Техническим заданием.
У Заказчика к работе (потребность Заказчика) осталось 22 трехкомнатных квартиры (объем поставляемых оконных блоков на 1 трехкомнатную квартиру не более 20 м2), в итоге требуемый объем оконных блоков составляет 440 м2, а в заявке указано 618 м2 (заявка превышает требуемый объем почти на 50 %), что изначально делает выполнение условий пункта 5 Технического задания к Контракту невозможным.
Согласно требованиям пункта 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту Поставщик до начала поставки (партии) товара обязан осуществить уточнение размеров поставляемых товаров по месту: оконных и балконных блоков, подоконных досок, отливов, откосов, а так же осуществить поставку товара и оказание сопутствующих услуг: демонтаж старых оконных и балконных блоков и монтаж новых, монтаж подоконных досок, отливов и откосов, уборку зоны оказания услуг, вывоз строительного мусора, включая оконные рамы и стекло.
В ходе подготовки к исполнению заявки N 6 выяснилось, что требуется поставка товара и выполнение вышеперечисленных работ по адресу: г. Тула, Калужское шоссе, д. 52, который не указан в заявке N 6. Также уточняем, что последующих заявок после Заявки N 6 от Заказчика не поступало.
Заказчик требовал от Поставщика произвести работы и поставить товар по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 52, который не указан в заявке N 6.
Согласно пункту 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту условия поставки (партии) товара: Поставщик до начала поставки (партии) товара обязан осуществить уточнение размеров поставляемых товаров по месту: оконных и балконных блоков, подоконных досок, отливов, откосов. Поставка товара и выполнение работ по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 50 выполнены Поставщиком, что подтверждается подписанным Заказчиком актом приемки- передачи (партии товара), а также произведенной оплатой по заявке N 5.
Поставка и выполнение работ по заявке N 6 не предоставлялась возможным ещё и в связи с тем, что в пункте 3.3 Контракта указано, что оплата по контракту осуществляется по факту поставки товара, предусмотренного Спецификацией (приложение N 1 к контракту), в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта приема- передачи (партии) товара (приложение N 3 к Контракту) на основании представленных поставщиком следующих документов: а) счета; б) товарной накладной; в) акта приема-передачи (партии) товара.
Так как заявка N 6 является одним из документов (пункт 4 Технического задания к Контракту), согласно которому Поставщик обязан указать адрес грузополучателя в товарной накладной, соответствующий указанному в заявке N 6, то оказывается, что Заказчик тем самым не сможет выполнить обязательства по оплате товара.
В связи с вышеизложенным, Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, принятое Заказчиком из-за невыполнения Поставщиком Заявки N 6 (не соответствующей Контракту и Техническому заданию к Контракту), считаем неправомерным и требуем отозвать данное решение".
Необходимо отметить, что ответ на указанное письмо в материалы дела его сторонами не представлен, пояснений в ходе проведения заседания Комиссии представитель Заказчика не предоставил, в связи с чем в заседании Комиссии объявлен перерыв с целью уточнения позиции Заказчика относительно информации, содержащейся в письмах ООО "Компания ЗУБР" от 24.12.2021 исх. N 86, от 28.01.2022 исх. N 5.
На указанный запрос Тульского УФАС России (исх. N 4/1163 от 21.02.2022) Заказчиком в материалы дела представлены пояснения, содержащие информацию о том, что заявка N 6 включает в себя поставку товара на 8 квартир по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 50, на 18 квартир по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 52.
В ходе проведения анализа положений Контракта, в частности пункта 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту, Комиссией сформированы следующие выводы.
Как было установлено выше, заявка N 6 от 10.08.2021 содержит перечень товара, подлежащего поставке по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 50.
При этом, в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что поставка требовалась и указывалась в заявке N 6 по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 50, при этом оказание сопутствующих услуг (монтаж товара) было необходимо произвести по адресу г. Тула, Калужское шоссе, д. 52.
Вместе с тем, пункт 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту содержит следующие требования:
"Поставка товара включает в себя обязанность Поставщика в срок, указанный в пункте 4 настоящего Технического задания, осуществить поставку товара и оказание сопутствующих услуг: демонтаж старых оконных и балконных блоков и монтаж новых, монтаж подоконных досок, отливов и откосов, уборку зоны оказания услуг, вывоз строительного мусора, включая оконные рамы и стекло.
Разгрузка и доставка товара осуществляется Поставщиком своими силами до места оказания сопутствующих услуг, включая подъем на этаж, указанный заказчиком, с учетом использования грузового лифта. При невозможности пользования грузовым лифтом за счет больших габаритов поставляемого товара, Поставщик осуществляет подъем на этаж до места оказания сопутствующих услуг, указанного Заказчиком, своими силами.
Принятие товара по Контракту в части, либо без оказания Поставщиком сопутствующих услуг не допускается".
Из приведенных положений пункта 5 приложения N 2 "Техническое задание" к Контракту следует, что поставка товара и оказание сопутствующих услуг является неразделимым процессом и осуществляется по адресу, указанному в заявке.
Причем, в случае частичной поставки товара и оказания сопутствующих услуг (монтажа товара) Поставщиком, Учреждением приемка такого товара и оказанных услуг производится не будет.
Учитывая дополнительную информацию, представленную Заказчиком в материалы настоящего дела, в заявке N 6 от 10.08.2021 действительно указан объем, превышающий потребность Учреждения по поименованному в такой заявке адресу.
При этом, поставка товара и оказание сопутствующих услуг в объеме менее, чем это предусмотрено заявкой (в данном случае заявки N 6), а также поставка части товара по другому адресу не будет подлежать приемке и последующей оплате в соответствии с положениями Контракта.
Таким образом, выполнение указанных действий со стороны Поставщика не предусмотрено Контрактом и является нецелесообразными.
Кроме того, о подобном порядке приемке Заказчик неоднократно указывал Поставщику в своих письмах от 05.04.2021 исх. N 4-08/463, от 26.05.2021 исх. N 4-08/748.
Представитель Общества на заседании Комиссии также подтвердил, что не преступал к выполнению заявки N 6 от 10.08.2021 по причине того, что результат частичного исполнения заявки N 6 не подлежал бы приемке и, следовательно, последующей оплате.
Вместе с тем, Заказчиком не направлены ни скорректированные, ни новые заявки, уточняющие необходимое количество и ассортимент товара исходя из фактической потребности Учреждения.
При этом, как было установлено выше, потребность Заказчика в поставке товара в количестве, указанная в заявке N 6 от 10.08.2021, фактически отсутствовала.
Кроме того, разделом 12 Контракта установлен следующий порядок направления уведомлений и урегулирования споров:
"12.1. Любое уведомление, которое одна сторона направляет другой стороне в соответствии с контрактом, направляется в письменной форме почтой (в том числе электронной), факсимильной связью либо иным доступным способом, оговоренным сторонами с последующим представлением оригинала по адресу, указанному в контракте.
Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано. При невозможности получения подтверждения либо информации о получении уведомления, датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 5 (пяти) рабочих дней с даты направления уведомления.
12.2. Претензионный порядок досудебного урегулирования споров, вытекающих из контракта, является для Сторон обязательным.
12.3. Претензионные письма направляются Сторонами нарочным либо заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении последнего адресату по местонахождению Сторон, указанному в разделе 15 контракта.
Допускается направление Сторонами претензионных писем иными способами: по факсу и электронной почте, экспресс-почтой с последующим представлением оригинала. Уведомление вступает в силу в день получения его лицом, которому оно адресовано, если иное не установлено законом или настоящим контрактом.
12.4. Срок рассмотрения претензионного письма и направления ответа на него составляет 10 (десять) рабочих дней со дня получения последнего".
С целью досудебного урегулирования спора, возникшего в рамках Контракта, Поставщик обращался к Заказчику с соответствующей информацией в письмах от 24.12.2021 исх. N 86, от 28.01.2022 исх. N 28.01.2022.
Однако, в нарушение положений пункта 12.4 Контракта, Заказчик такие претензии со стороны Поставщика проигнорировал.
Иного материалами дела не установлено.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия установила следующее.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно пункту 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно подпункту "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
- заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
- заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
- участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлению его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещению в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с этим, анализ представленных Заказчиком в материалы дела документов и сведений относительно исполнения Контракта позволяет Комиссии прийти к следующим выводам.
Поставщиком были исполнены заявки NN 1, 2, 3, 4, 5 в полном объеме.
По заявке N 6 от 10.08.2021 у сторон Контракта возникли разногласия, о чем Общество сообщало Заказчику. Указанные разногласия не были разрешены Заказчиком; каких-либо пояснений относительно такого спора Заказчиком Поставщику не представлено.
Причиной принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта явилось неисполнение заявки N 6.
Однако, как было установлено материалами дела, заявка N 6 не соответствует фактической потребности Заказчика и является неисполнимой.
Исходя из этого, Комиссия ставит под сомнение саму причину одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Следовательно, указанные факты не могут являться существенным нарушением условий Контракта так как противоречат им и являются неисполнимыми в принципе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях Поставщика отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту.
Напротив, представленные Обществом в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях последнего недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения Контракта или несоблюдения его условий.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
В контексте части 2 статьи 104 Закона включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежит информация, в том числе о лицах, с которыми государственные контракты расторгнуты вследствие их недобросовестного поведения в ходе их исполнения.
При этом, учитывая то обстоятельство, что реестр недобросовестных поставщиков является мерой публично-правового характера, антимонопольный орган в каждом конкретном случае обязан выяснить причины неисполнения контракта и оценить действия хозяйствующего субъекта в процессе его исполнения, что и было сделано Управлением в настоящем случае.
Антимонопольный орган, являясь уполномоченным органом, который, не разрешая по существу гражданско-правовой спор между сторонами, решает вопрос о целесообразности такого ограничения прав конкретного лица, как включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта.
При этом необходимо также отметить, что оценка всех фактических обстоятельств дела и поведенческих аспектов сторон в ходе исполнения Контракта отнесена именно к компетенции антимонопольного органа и является его исключительной дискрецией.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как было отражено выше, на основании подпункта "в" пункта 15 Правил ведения реестра орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исходя из совокупности документов и сведений, представленных в материалы дела сторонами по Контракту, и, будучи лишенным возможности сделать однозначный вывод о том, что действия ООО "Компания ЗУБР" были направлены исключительно на уклонение Общества от выполнения условий заключенного Контракта или на несоблюдение его условий, Комиссия считает, что имеется необходимость истолкования всех неустранимых сомнений в пользу Общества (часть 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации).
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Поставщика, направленном на намеренный срыв исполнения Контракта.
Учитывая изложенное, у Комиссии отсутствуют правовые основания для включения сведений в отношении ООО "Компания ЗУБР" в реестр недобросовестных поставщиков.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную государственным учреждением Тульской области "Сервис" 14.02.2022 исх. N 4-08/221 (вх. N 895 от 14.02.2022) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Компания ЗУБР" (ИНН 7107533910; 300041, г. Тула, ул. Пушкинская, д. 19, литер Д, офис 101), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 февраля 2022 г. N 071/06/104-150/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.02.2022