Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
М.О. Мацневой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ": Животова К.Н.,
ИП Евтодиенко А.Г.: Горячих С.С. (по дов. N б/н от 17.01.2022),
рассмотрев жалобу ИП Евтодиенко А.Г. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств для нужд ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ" (00557/1) (Закупка N 0373200051821000977) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NЕИ/10087/22 от 22.02.2022).
1. Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022 N 0373200051821000977-3-1 заявка Заявителя (идентификационный номер 4) признана не соответствующей требованиям аукционной документации на следующем основании: "В отношении позиции 1: В соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию заказчику требуется дезинфицирующее средство в объеме 912,00 литров со следующими характеристиками "В состав средства должен входить комплекс не менее чем из 4 ферментов, позволяющий удалить различные типы биологических загрязнений: жиры, липиды, протеин, крахмал, углеводы.", "Совместимость раствора с моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, подтвержденная инструкцией производителя аппарата". В соответствии с информацией из открытых источников, инструкции к предложенному Участником товару, "Средство для предстерилизационной очистки медицинских изделий "Tourbillon E" имеет в составе только 1 из 4 ферментов - протеолитиченские ферменты (протеаза). В соответствии с письмом производителя аппарата совместимость средства для предстерилизационной очистки медицинских изделий "Tourbillon E" с моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX не подтверждается. В отношении позиции 2: В соответствии с Приложением 1 к Техническому заданию заказчику требуется дезинфицирующее средство в объеме 259,00 литров со следующими характеристиками "Средство должно содержать не менее 2,5% гидроокиси калия в качестве действующего вещества", "pH средства составляет более 13,0" В соответствии с информацией из открытых источников, инструкции к предложенному Участником товару, "Средство дезинфицирующее "БонЭкстра М" содержит в составе в качестве действующего вещества алкилдиметилбензиламмоний хлорид, рН 10 _1,5". В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническим заданием аукционной документации установлены требования к характеристикам необходимого товара по п.1 "Средство дезинфицирующее": "Форма выпуска: Жидкость", "Объем: 912,00 (Литр;^кубический дециметр)", по п.2 "Средство дезинфицирующее": "Форма выпуска: Жидкость", "Объем: 259,00 (Литр;^кубический дециметр)".
Вместе с этим в техническом задании по каждой товарной позиции также предусмотрена графа "Обоснование дополнительных характеристик", которая содержит, например по п.1 "Средство дезинфицирующее", следующую информацию: "Обоснование применения дополнительных параметров: дополнительные параметры применены для детализации объекта закупки и предоставления характеристик, соответствующих потребностям медицинского отделения, составленных с учетом специфики лечебного процесса. Характеристики: Мультиферментное моющее средство для автоматизированных систем и ручной очистки изделий медицинского назначения, включая гибкие и жесткие эндоскопы. Средство в виде концентрата. рН средства 7,8 - 8,8. Концентрация действующего рабочего раствора не более 0,5 %. Имеющиеся режимы: режим предстерилизационной очистки ручным способом или окончательной очистки перед ДВУ гибких и жестких эндоскопов; режим предстерилизационной очистки медицинских инструментов к гибким эндоскопов ручным способом; режим окончательной очистки гибких эндоскопов машинным способом с использованием моечно-дезинфицирующих систем; режим предстерилизационной очистки хирургических и стоматологических инструментов механизированным способом с использованием ультразвука. Малый уровень пенообразования, предотвращающий риск некачественной обработки вследствие многочисленного образования пузырьков воздуха, препятствующих контакту действующих веществ с поверхностью обрабатываемого инструмента. В состав средства должен входить комплекс не менее чем из 4 ферментов, позволяющий удалить различные типы биологических загрязнений: жиры, липиды, протеин, крахмал, углеводы. В состав средства входят амилаза, липаза, протеаза, целлюлаза или аналоги. Класс опасности по параметрам острой токсичности (ГОСТ 12.1007-76) не выше 4. Возможность использования средства в автоматизированных системах имеющихся в клинике, для очистки и дезинфекции хирургических и стоматологических инструментов, а также гибких эндоскопов, подтвержденная инструкцией производителей аппаратов. Совместимость раствора с моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, подтвержденная инструкцией производителя аппарата"; по п.2 "Средство дезинфицирующее": "Обоснование дополнительных характеристик: Обоснование применения дополнительных параметров: дополнительные параметры применены для детализации объекта закупки и предоставления характеристик, соответствующих потребностям медицинского отделения, составленных с учетом специфики лечебного процесса. Характеристики: Средство представляет собой слегка мутную жидкость без видимых механических примесей от бесцветной до светло6 желтого цвета со слабым запахом. Средство должно содержать не менее 2,5% гидроокиси калия в качестве действующего вещества, а также функциональные добавки и деионизированную воду; pH средства составляет более 13,0. Средство выпускается расфасованным в пластмассовые картриджи не более 980 мл. Срок годности средства при условии хранения в упаковке производителя составляет не менее 2-х лет. Рабочий (не более 0,5% по препарату) раствор средства обладает моющими свойствами. Средство предназначено для использования в лечебно-профилактических учреждениям для предстерилизационной и окончательной (перед дезинфекцией высокого уровня ДВУ) очистки гибких эндоскопов механизированным способом в репроцессоре "OER-A" (Olympus Endoscope Reprocessor OER-A) фирмы "Олимпас Корпорейшн", Япония". Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно п.18.1 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
"1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2. Наименование страны происхождения товара
3. Конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
4. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт". Комиссией Управления установлено, что в составе первой части заявки на участие в аукционе участник закупки выразил согласие на поставку товаров на условиях аукционной документации, а также представил сведения о товарах, например по п.1 "Средство дезинфицирующее": "Средство для предстерилизационной очистки медицинских изделий "Tourbillon E", "Характеристики: Форма выпуска: Жидкость", "Объем (единица измерения): 915,00 (Литр)", по п.2 "Средство дезинфицирующее": "Средство дезинфицирующее "БонЭкстра М"", "Характеристики: Форма выпуска: Жидкость", "Объем (единица измерения): 259,00 (Литр)".
В силу ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участникам закупочной процедуры в составе первой части заявки требовалось представить конкретные характеристики товара, указанные в графах "Характеристики", "Обоснование дополнительных характеристик" по каждой товарной позиции, однако Заявитель в составе своей заявки представил сведения о характеристиках, указанных лишь в графе "Характеристики", при этом поставляемая продукция должна быть совместима с имеющимся у Заказчика оборудованием - моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, репроцессором "OER-A" (Olympus Endoscope Reprocessor OER-A) фирмы "Олимпас Корпорейшн", Япония, а, следовательно, предлагаемые Заявителем товары не отвечают техническому заданию, ввиду чего заявка Заявителя была признана не соответствующей.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что указал сведения о характеристиках из графы "Характеристики" ввиду того, что предполагал об отсутствии необходимости указывать сведения из графы "Обоснование дополнительных характеристик".
Комиссия Управления отмечает, что установление требований к характеристикам товара в разных графах, а также с наименованием графы "Обоснование дополнительных характеристик", содержащей основной перечень необходимых характеристик, повлекло за собой введение участника закупочной процедуры в заблуждение, так как исходя из наименования графы "Обоснование дополнительных характеристик" в данном месте должно содержаться обоснование использования дополнительных характеристик, неуказанных в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В то же время в аукционной документации отсутствует прямое указание на необходимость представления в составе заявки участника закупки сведений о характеристиках, описанных в данной графе.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Управления отмечает, что в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования к участникам, подающим заявки на участие в закупке.
Наличие же любых равновесных противоречий, возникающих при работе с аукционной документацией, является следствием действий Заказчика,а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).
В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контракной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч.1, ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что действия аукционной комиссии Заказчика в части признания Заявки заявителя несоответствующей по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов, являются неправомерными и нарушают положения ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.02.2022 N0373200051821000977-3-1 с нарушением сроков.
Согласно ч.5 ст.69 Закона о контрактной системе общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.
Комиссией Управления установлено, что протокол проведения электронного аукциона N0373200051821000977-2 размещен в Единой информационной системе 14.02.2022, в то время как протокол подведения итогов электронного аукциона N0373200051821000977-3-1 опубликован 18.02.2022, что составляет четыре рабочих дня.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком ч.5 ст.69 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Технической части аукционной документации ненадлежащим образом описаны характеристики необходимых к поставке товаров по п.1, п.2, а именно в графе "Обоснование дополнительных характеристик" указаны существенные для Заказчика характеристики, что на заседании также заявлено представителем Заказчика, при этом из наименования данной графы не следует, что участникам закупки, помимо основных характеристик, указанных в Техническом задании, также надлежит руководствоваться данными положениями технической части при подготовке своей заявки.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании установлены требования, которые не отражают фактическую потребность Заказчика в том числе в части необходимости поставки товаров, совместимых с имеющимся у Заказчика оборудованием - моечно-дезинфициующим аппаратом Endoclnes NSX, репроцессором "OER-A" (Olympus Endoscope Reprocessor OER-A) фирмы "Олимпас Корпорейшн", Япония, что вводит участников закупки в заблуждение и позволяет предложить товар с характеристиками, не отвечающими целям и задачам осуществления закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит в действиях Заказчика признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом и Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Евтодиенко А.Г. на действия аукционной комиссии ГБУЗ "ГКОБ N 1 ДЗМ" обоснованной. 2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе; признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч.5 ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий А.А. Кутейников
Члены Комиссии М.О. Мацнева
Е.О. Сгибнев
Исп. Сгибнев Е.О.
Тел. 8-495-784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 28 февраля 2022 г. N 077/06/106-3018/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022