Резолютивная часть решения оглашена 24 февраля 2022 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 марта 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
организатора совместного аукциона - ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии, <_> представителей по доверенности,
заявителя - ООО "Забота", <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителей от заказчиков: ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Оренбургское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Ульяновское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Саратовское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ - Пензенское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев путем видеоконференцсвязи обращение ООО "Забота" (далее - Заявитель, Общество) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 31.01.2022 обратилось ООО "Забота" с информацией о нарушении Организатором совместного аукциона требований законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2022 году (изв. N 0215100002422000001).
Из обращения следует, что организатором совместного аукциона ненадлежащим образом сформирован лот, поскольку оказание услуг по предмету закупки осуществляется в 7 регионах Российской Федерации, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель указывает, что при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не использовались данные о ценах закупаемого товара по исполненным в течение 3 последних лет контрактам в конкретных субъектах РФ, а запрос цен у поставщиков осуществлен в короткие сроки (от нескольких часов до 1-2 дней), что, по мнению Заявителя, привело к необоснованному завышению НМЦК и искусственному применению установленных частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основаниями проведения внеплановой проверки являются:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания.
Комиссией Чувашского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
17.01.2022 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0215100002422000001 о проведении электронного аукциона на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2022 году, с начальной (максимальной) ценой контракта 319 841 675,66 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
В соответствии с положениями части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Вышеуказанная норма обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о контрактной системе, заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Исходя из буквального толкования части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг.
Под "одними и теми же услугами" в контексте указанной нормы следует понимать услуги, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплекс таких услуг.
Данное понятие содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 (далее - Обзор).
Кроме того, в указанном Обзоре подробно отражена практика применения и толкования судами положений статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками совместных закупок.
Из содержания документации следует, что предметом закупки является поставка подгузников. Указанные услуги закупаются для удовлетворения потребности всех заказчиков, указанных в документации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 Обзора, норма, изложенная в части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе, обеспечивает баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок, реализация этого права не ограничена территориальной принадлежностью заказчиков.
Все региональные отделения Фонда имеют потребность в обеспечении подгузниками инвалидов в рамках оказания государственных услуг, при этом каждый из заказчиков совместной закупки определяет требования к количеству товара самостоятельно с учетом собственных потребностей.
Пунктом 3.3.24 проекта государственного контракта предусмотрена обязанность поставщика обеспечить передачу поставляемых подгузников их получателям (инвалидам) в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, по каждому заказчику в отдельности.
По результатам проведения совместного аукциона каждым региональным отделением Фонда заключается государственный контракт с описанием объекта товара, календарным планом поставки товара и его объемом, в пределах административных границ субъекта Российской Федерации, в котором расположен Заказчик.
Таким образом, согласно аукционной документации необходимо организовать пункты выдачи товара для получателей в каждом субъекте Российской Федерации (Чувашской Республике, Кировской области, Оренбургской области, Пермской крае, Саратовской области, Пензенской области, Ульяновской области).
Региональное отделение Фонда по Чувашии получает подгузники и обеспечивает инвалидов только на территории Чувашской Республики, каждый из семи заказчиков, участвующих в совместной закупке, также обеспечивает инвалидов подгузниками в пределах своих административных границ субъекта Российской Федерации.
Условиями пункта 3.3.18 проекта государственного контракта по проводимой закупке предусмотрена обязанность исполнителя по государственному контракту привлечения к исполнению государственного контракта организаций из числа субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Поставку подгузников, осуществление организации пунктов приема, может производить не только исполнитель по контракту, но и привлеченные им организации в каждом субъекте, участвующем в проводимых совместных закупках по поставке подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов.
Представителями Организатора совместного аукциона пояснено, что в ноябре и декабре 2021 года в связи с отсутствием заявок во многих регионах не состоялись закупки на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2022 году (не состоялись торги 3 раза в региональном отделении Фонда по Чувашии, 2 раза в Кировском региональном отделении Фонда, 4 раза в Оренбургском региональном отделении Фонда, 6 раз в Пермском региональном отделении Фонда, 2 раза в Саратовском региональном отделении Фонда, 1 раз в Пензенском региональном отделении Фонда, 2 раза в Ульяновском региональном отделении Фонда).
Организатором закупки - региональным отделением Фонда по Чувашии с учетом несостоявшихся торгов в ноябре и декабре 2021 года 12.01.2022 заключено Соглашение о проведении совместного электронного аукциона с Кировским региональным отделением Фонда, Оренбургским региональным отделением Фонда, Пермским региональным отделением Фонда, Саратовским региональным отделением Фонда, Пензенским региональным отделением Фонда, Ульяновским региональным отделением Фонда.
Проведение совместной закупки региональным отделением Фонда по Чувашии на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов не может свидетельствовать об укрупнении формирования объекта закупки, увеличении объема выполнения работ, привлечения большего количества трудовых ресурсов, начальной (максимальной) цены контракта, размера обеспечения заявки, исполнения контракта.
Исходя из буквального и смыслового толкования положений статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении совместных закупок единственным критерием, ограничивающим возможность объединения заказчиков, является разнородность товаров, работ, услуг.
Совместная закупка возможна только в отношении идентичных товаров, работ, услуг, имеющих одинаковые функциональные, технические качественные, а также эксплуатационные характеристики.
В извещении указано, что предметом поставки являются подгузники для взрослых, которые имеют одинаковые функциональные, технические качественные, а также эксплуатационные характеристики.
При этом, подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что закупаемые в рамках рассматриваемой закупки товары являются разнородными, что могло бы содержать признаки нарушения Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Чувашского УФАС России установила, что в действиях Организатора совместного аукциона и Заказчиков отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта данной закупки составляет более двадцати миллионов рублей, Организатором совместного аукциона обоснованно установлено требование о соответствии участком закупки требованиям части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктами 3, 5, 7 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта, соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, по смыслу части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе вопросы в отношении обоснования начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителе), включенной в план график, по закупкам для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, являются объектом контроля органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В рамках полномочий, определенных законодательством о контрактной системе антимонопольный орган, в части эффективности расходования бюджетных средств, контрольными функциями не наделен.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Для принятия решения о наличии нарушения антимонопольного законодательства необходимо установить, в чем выразилось данное нарушение, обстоятельства, которые повлекли это нарушение, и каким образом была нарушена конкуренция.
Однако указанная выше информация, поступила в Чувашское УФАС России в порядке, установленном Законом о контрактной системе.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной информации нарушение антимонопольного законодательства при проведении конкурентной процедуры не может быть установлено.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о прекращении производства по внеплановой проверке на основании поступившего обращения ООО "Забота".
При этом Комиссия Чувашского УФАС России считает необходимым передать материалы по рассматриваемой информации в отдел товарных рынков Чувашского УФАС России в целях проведения проверки на нарушение положений статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Исследовав представленные документы, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
1. Прекратить производство по внеплановой проверке действий Организатора совместного аукциона и заказчиком соответствующими требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на поставку подгузников для взрослых для обеспечения инвалидов в 2022 году (изв. N 0215100002422000001).
2. Направить настоящее решение в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
3. Передать материалы по рассматриваемой информации в отдел товарных рынков Чувашского УФАС России в целях проведения проверки на нарушение положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии <_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 1 марта 2022 г. N 021/10/99-96/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022