Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
В присутствии представителей:
от заказчика - ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю": о дате, времени, месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили;
от участника закупки - ООО "ЭкоСтар Технолоджи":;
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоСтар Технолоджи" и материалы дела N 027/06/31-271/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ЭкоСтар Технолоджи" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по утилизации списанного оборудования (извещение N 0322100005322000001).
По мнению Заявителя, требования к участникам закупки установлены в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322100005322000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 10.02.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: оказание услуг по утилизации списанного оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 393,32 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 10.02.2022 15:48 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 18.02.2022 09:00 (МСК+7).
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, согласно которому Заказчик полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 027/06/31-271/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из анализа спорной закупки, в Техническом задании извещения о закупке Заказчик установил требование о том, что исполнитель должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов с 1 по 4 класса опасности. Срок лицензии не должен истекать ранее окончания срока исполнения договора.
Заявитель указывает на то, что данные требования установлены не в полной мере, так как не установлено:
- какие именно виды отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природы России от 22.05.2017 N 242 (далее - ФККО), должны присутствовать в приложении к лицензии;
- какие именно виды деятельности должны быть разрешены по отношению к необходимым отходам;
- требование о наличии в приложении места осуществления лицензируемого вида деятельности в части сбора - объект, расположенный на территории Хабаровского края, так как вывоз отходов должен производиться с адресов, расположенных на территории Хабаровского края.
Техническим заданием извещения о закупке установлен перечень оборудования, подлежащего утилизации:
Nп/п |
Наименование объекта федерального имущества |
Инвентарный номер |
Год ввода в эксплуатацию (год выпуска) объекта федерального имущества |
Балансовая стоимость федерального имущества |
Остаточная стоимость федерального имущества |
Срок полезного использования мес. |
Срок фактического использования мес. |
1 |
Радиолучевой датчик обнаружения однопозиционный Зебра-60Ш |
10134201600013 |
2016 (2016) |
19765,65 |
0,00 |
60 |
62 |
2 |
Датчик МАК-61А |
000001340339 |
1985 (1999) |
8251,46 |
0,00 |
60 |
271 |
3 |
Датчик МАК-61А |
000001340336 |
1998 (1999) |
8251,46 |
0,00 |
60 |
271 |
4 |
Датчик МАК-61А |
000001340335 |
1998 (1999) |
8251,46 |
0,00 |
60 |
271 |
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, при закупке работ, предполагающих сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, Заказчику необходимо требовать наличие у участников закупки соответствующей лицензии (с указанием конкретных видов деятельности, соотносящихся с техническим заданием).
В рассматриваемом случае объектом закупки является оказание услуг по утилизации списанного оборудования.
Техническим заданием предусмотрено, что передача сырья, подлежащего утилизации, от Заказчика Исполнителю оформляется актом приема-передачи технических средств на утилизацию в 2 (двух) экземплярах и подписывается уполномоченными лицами Заказчика и Исполнителя. В акте приема-передачи технических средств на утилизацию указывается наименование и инвентарный номер сырья. Доставка сырья осуществляется силами Исполнителя.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Положение N2290) утвержден перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. Указанным перечнем предусмотрены виды работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию с указанием конкретного класса опасности отхода, в отношении которого осуществляются такие работы.
Кроме того, Положением N2290 также установлен конкретный порядок получения права осуществления отдельного вида лицензируемой деятельности, в том числе пунктом 5 указанного положения установлено, что Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
Согласно ч. 2.1 ст. 21 Закона о лицензировании запись в реестре лицензий лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности содержит сведения о видах отходов I - IV классов опасности и (или) группах, подгруппах отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии, предусмотренным статьей 13 настоящего Федерального закона, и о соответствующих видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов видах деятельности.
Вместе с тем, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчиком не определены конкретные виды лицензируемой деятельности в соответствии с Положением N2290 с указанием необходимого класса опасности, соответствующего классу опасности отходов, подлежащих принятию Исполнителем в рамках установленного раздела "Техническое задание" извещения о закупке, а также вида (группы, подгруппы) отхода с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, подлежащих указанию в лицензии в соответствии с ч. 2.1 ст. 21 Закона о лицензировании
Таким образом, доводы жалобы о допущенных заказчиком нарушениях Закона о контрактной системе при установлении требований к участникам закупки признаются обоснованными.
Вместе с тем, отдельные доводы жалобы о необходимости установления заказчиком требования о месте осуществления лицензируемого вида деятельности "Хабаровский край", Комиссией Хабаровского УФАС России отклоняются, поскольку указанное мнение заявителя не основано на положениях действующего законодательства Российской Федерации и положениях извещения об осуществлении закупки.
Как следует из описания объекта закупки, отраженного в разделе "Техническое задание" извещения о закупке, Исполнителю в рамках оказания услуг по утилизации отходов для нужд ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, необходимо принять передаваемое сырье по акту-приема передачи и осуществить дальнейшие действия, направленные на обращение с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Доставка сырья осуществляется силами Исполнителя, По результатам утилизации Заказчик должен получить все необходимые закрывающие документы.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Так, абз. 4 ст. 1 Закона N89-ФЗ установлено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно абз. 6 ст. 1 Закона N89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).
В силу абз. 17 ст. 1 Закона N89-ФЗ сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В соответствии с абз. 18 ст. 1 Закона N89-ФЗ транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Согласно пункту 8 Положения N2290 осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии, не требует переоформления лицензии.
Из вышеприведенных положений Закона N89-ФЗ и Положения N2290 следует, что сбор отходов осуществляется исключительно в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В свою очередь транспортирование таких отходов до места сбора, являясь лицензируемым видом деятельности, не требует переоформления лицензии в случае осуществления такой деятельности не по адресу, указанному в лицензии.
Учитывая, что описание объекта закупки, отраженного в разделе "Техническое задание" извещения о закупке, не содержит положений об исключительной необходимости осуществления Исполнителем деятельности по обращению отходов на территории Хабаровского края, не исключают возможности транспортирования таких отходов до мест осуществления соответствующих лицензируемых видов деятельности по сбору (утилизации и т.д.) в порядке п. 8 Положения N2290, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях заказчика в указанной части.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
1. В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
15.02.2022 Заказчиком в ЕИС размещен ответ на запрос о даче разъяснений (Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 15.02.2022 NРИ1), согласно которому заказчик указывает на необходимость наличия у Исполнителя разрешения на сбор отходов, расположенных на объектах Хабаровского края.
Вместе с тем, извещением о закупке, в том числе разделом "Техническое задание" указанное требование к исполнителю не предусмотрено.
Кроме того, исходя из абз. 17 ст. 1 Закона N89-ФЗ сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России представитель заказчика пояснила, что необходимости в расположении места для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории Хабаровского края не имеется, заказчику необходимо доставить такие отходы до места осуществления соответствующего вида деятельности.
Указанное также подтверждается сведениями раздела "Техническое задание" извещения о закупке.
Проанализировав данное заказчиком разъяснение положений извещения о закупке, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку в нарушение указанной статьи, в ответе на запрос о даче разъяснений отсутствует указание на предмет такого запроса, а также дан ответ, изменяющий суть извещения в части наличия у исполнителя разрешения на сбор отходов на объектах, расположенных на территории Хабаровского края и устанавливающий не предусмотренные извещением о закупке требования к исполнителю.
2. Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Вместе с тем, в извещении о закупке требования к участнику закупки не отражены о наличии лицензии на осуществление деятельности с отходами, а также не приведен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Таким образом, заказчиком нарушены требования п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о закупке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоСтар Технолоджи" на действия заказчика - ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по утилизации списанного оборудования (извещение N0322100005322000001) - обоснованной.
2. Признать заказчика - ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" нарушившим ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, ч. 5 ст.42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать заказчику - ФКУ "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления закупки, внесения изменений в извещение о закупке;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 24 февраля 2022 г. N 7-1/19
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022