Резолютивная часть объявлена 25.02.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 02.03.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н.. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Молостов С.М. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Малахов К.О. по доверенности N б/н от 23.11.2021;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Шарова Н.А. по доверенности N б/н от 17.02.2022, Филатова Е.А. по доверенности N б/н от 17.02.2022,
рассмотрев жалобу в Ханты-Мансийское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 18.02.2022 N1578/22, на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат", при проведении электронного аукциона, предметом которого является
оказание услуг по круглосуточной охране административного здания и прилегающей к нему территории, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, 1а (извещение N 0887200000322000012) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 18.02.2022 N1578/22, на действия Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по круглосуточной охране административного здания и прилегающей к нему территории, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, 1а (извещение N 0887200000322000012).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. Заказчик незаконно установил в документации требование о наличии у победителя закупки дежурного подразделения (дежурной части) в месте нахождения объекта Заказчика.
2. Заказчиком установлено требование о наличии у охранников медицинских книжек.
3. Заказчиком установлено требование о наличии в штате частной охранной организации медицинского работника, для проведения осмотров.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
1 Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 "Закона об охранной деятельности" существует только 7 (семь) видов оказания охранных услуг и их перечень, расширенному толкованию не подлежит.
Видами охранных услуг в соответствии со статьей 3 "Закона об охранной деятельности" являются:
Защита жизни и здоровья граждан;
Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
1 охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
2 Консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
3 Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
4 Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 настоящей части;
5 Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 настоящего Закона.
Каждый из вышеперечисленных видов охранных услуг в соответствии с положением о лицензировании утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 имеет лицензионные требования отдельно определенные для каждого вида охранных услуг.
В пункте 12 Положения о лицензировании указаны лицензионные требования для получения лицензии на оказание 3 (третьего) вида охранных услуг, а именно:
а) копия штатного расписания, в котором предусмотрены дежурное подразделение с круглосуточным режимом работы и должность специалиста по обслуживанию технических средств охраны;
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных средств связи;
в) копии разрешения на использование радиочастот, выданного уполномоченным органом, либо договора об оказании услуг связи, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги связи на основании соответствующей лицензии;
г) копия документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии пассивных средств защиты;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии собственных либо арендованных транспортных средств;
е) копия заключения о согласовании схемы (описания) расположения на транспортных средствах частной охранной организации специальной раскраски, информационных надписей и знаков в случае использования транспортных средств, имеющих специальную раскраску, информационные надписи и знаки;
ж) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих стаж работы работников по монтажу технических средств охраны и пусконаладочным работам;
з) опись прилагаемых документов.
Как следует из положения о лицензировании для получения лицензии на оказание 7 (седьмого) вида услуг, руководитель соискателя лицензии представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются предусмотренные пунктами 11-13 настоящего Положения документы и опись прилагаемых документов.
Из вышесказанного следует, что для получения лицензии на оказание как 3 (третьего) так и 7 (седьмого) вида охранных услуг, соискателю требуется исполнить лицензионные требование в том в числе по наличию у него дежурного подразделения с круглосуточным режимом работы. Такого понятия как дежурная часть законодательство в сфере частной охранной деятельности не устанавливает.
Однако лицензионными требованиями устанавливается только обязательное наличие дежурного подразделения без привязки его к определенному населенному пункту в котором охранная организация оказывает охранные услуги.
Это обусловлено тем, что функции, которые поставлены перед дежурным подразделением частной охранной организации, способно исполнить дежурное подразделение, находящаяся в любом населенном пункте.
Функции дежурного подразделения установлены в определении понятия "Дежурное подразделение охранной организации", которое закреплено в ГОСТе Р 59044-2020 от 01.10.2020.
Такими функциями дежурного подразделения являются:
Организация и контроль за осуществлением охраны объектов;
Контроль за работой мобильных групп охраны (групп быстрого реагирования)
Законодательство в сфере частной охранной деятельности более не возлагает никаких функций на дежурное подразделение.
Исходя из вышесказанного у Заказчика определенно возникает потребность в дежурном подразделении исходя из предмета контракта, но никакой потребности в дежурном подразделении в г. Нижневартовске нет.
Таким образом Заказчик, устанавливая требование, которое не предусмотрено Законом о контрактной системе, а также не установлено ни одним из нормативно правовых актов РФ нарушает положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно тем что устанавливает требование к наличию производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частные охранные организации и частные охранники в том числе осуществляют охранную деятельность в соответствии с Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11.1. Закона N 2487-1 Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника.
Не вправе претендовать на приобретение правового статуса частного охранника лица:
- не являющиеся гражданами Российской Федерации;
- не достигшие восемнадцати лет;
- признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;
- не представившие медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника;
- имеющие судимость за совершение умышленного преступления;
Данный перечень продолжается в статье 11.1. Закона N 2487-1.
Удостоверение частного охранника выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения частного охранника может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения частного охранника осуществляется только после прохождения профессионального обучения по программе повышения квалификации частных охранников в организациях, указанных в статье 15.2 настоящего Закона.
Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника выдается после прохождения медицинского освидетельствования порядок проведения медицинского освидетельствования и выдачи заключения закреплен Приказом Минздрава России от 26.11.2020 N 1252н.
Таким образом наличие для получения статуса частного охранника, а, следовательно, и оказания охранных услуг охранников не требуется предоставления никаких медицинских документов, наличие удостоверения частного охранника подтверждает наличие у него правового статуса частного охранника и отсутствие медицинских противопоказаний.
Таким образом, наличие у частного охранника медицинской книжки для оказания услуг частной охраны законодательством не предусмотрено.
Следовательно, довод заявителя является обоснованным, Заказчиком нарушены положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Относительно третьего довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Заявителем документов и информации в обоснование своей позиции не представлено.
В силу вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным, иное не доказано.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Техническом задании установлено требование о наличии у участников закупки опыта оказания услуг охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан аналогичного по характеру, объему и степени сложности охранным услугам, указанным в настоящем техзадании, за последние 3 года.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Формой закупки является электронный аукцион.
Согласно пункта 13 Технического задания "Требования предъявляемые к Исполнителю" установлено следующее:
Наличие опыта оказания услуг охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан аналогичного по характеру, объему и степени сложности охранным услугам, указанным в настоящем техзадании, за последние 3 года.
Действующим законодательством не установлено требование о наличии опыта ранее исполненных контрактов по оказанию услуг охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления решила выдать обязательное для исполнения предписание в части направления исправленного проекта контракта победителю закупки без требования о наличии у охранников медицинской книжки, наличия у Победителя закупки дежурного подразделения (дежурной части) в месте нахождения объекта Заказчика, без требования о наличии опыта ранее исполненных контрактов по оказанию услуг охраны имущества, защиты жизни и здоровья граждан.
Жалоба ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 18.02.2022 N1578/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статей 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Илир" (ИНН: 2461029990; ОГРН: 1152468050680) от 18.02.2022 N1578/22, на действия Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по круглосуточной охране административного здания и прилегающей к нему территории, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объекте расположенном по адресу: г. Нижневартовск, ул. 60 лет Октября, 1а (извещение N 0887200000322000012) частично обоснованной (первый и второй доводы являются обоснованными).
2. Признать в действиях Заказчика - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" нарушение положений части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Молостов С.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 2 марта 2022 г. N 086/06/33-294/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022