Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела антимонопольного контроля и закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и закупок Шихановой Л.Б.,
главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и закупок Косаревой Ю.С.,
в отсутствие:
уполномоченного органа - Финансово-экономического управления Администрации Олюторского муниципального района (далее - Уполномоченный орган);
заказчика - Самостоятельного отдела по выполнению полномочий сельского поселения "село Тиличики" Администрации Олюторского муниципального района (далее - Заказчик),
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Контракт" (далее - Заявитель),
уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы по адресу электронной почты,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при определении подрядчика путем электронного аукциона (далее - ЭА) на выполнение работ по устройству роллердрома (закупка N 0138300014622000005), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводилась процедура определения подрядчика путем ЭА на выполнение работ по устройству роллердрома (далее - Работы) (закупка N 0138300014622000005) (далее - Закупка). Извещение о проведении ЭА (далее - Извещение) размещено на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) 08.02.2022. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 3 305 060,00 рублей.
16.02.2022 в Камчатское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Извещения. В обоснование жалобы Заявитель привел следующие доводы:
1. Заказчик не установил требование о предоставлении участником Закупки в заявке информации, предусмотренной подпунктом в) пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
2. В пункте 2.3 проекта контракта срок оплаты установлен в течении 14 рабочих дней, в нарушение части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. В пункте 11.1 проекта контракта неверно (в недействующей редакции) установлено возможное применение антидемпинговых мер, в нарушение статьи 37 Закона о контрактной системе.
4. В пункте 11.2 проекта контракта установлен неверный способ предоставления обеспечения контракта, в нарушение статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. В проекте контракта не установлены обязательные требования, предусмотренные частью 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Заказчик в письме от 21.02.2022 N 170 представил возражения, в которых согласился с доводами жалобы Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
1. В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать в форме электронного документа требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Порядок подачи заявки на участие в закупке установлен в статье 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 данного Федерального закона, или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360) положения пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не применяются по 31 марта 2022 года включительно в отношении информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 указанной статьи. Такая информация направляется участником закупки в составе заявки на участие в закупке одновременно с документом, предусмотренным подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в электронном документе "Требования к содержанию и составу заявки" не содержится требование о предоставлении участниками Закупки информации, предусмотренной подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, в нарушение части 3 статьи 8 Закона N 360.
2. В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 данной статьи, при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 данной статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 данной статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В силу части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 данной статьи и такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта в течение не более чем десять рабочих дней, а если такое извещение размещено в единой информационной системе с 1 января 2023 года, не более чем семь рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 данного Федерального закона.
В Извещении установлено преимущество в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
В пункте 2.3 проекта контракт установлено: "Авансирование Контрактом не предусмотрено. Оплата производится по факту выполненных работ, на основании счета-фактуры, акта приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3, подписанных Сторонами, в течение 14 календарных дней с момента подписания Сторонами, акта приемки выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3 с учётом понижающего коэффициента".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта обязательное условие о сроке оплаты выполненных Работ установлено с нарушением положений части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 данного Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 данной статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Начальная (максимальная) цена контракта по Закупке установлена в размере 3 305 060,00 рублей.
В пункте 11.1 проекта контракта установлено: "Размер обеспечения выполнения Контракта составляет: 5 % цены контракта, что составляет __________ рублей _________ копеек, а в случае если при проведении аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, при непредставлении таким участником информации, подтверждающей его добросовестность на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, размер обеспечения контракта составит 7,5 % (размер, превышающий в 1,5 раза размер обеспечения выполнения контракта, указанный выше, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) цены контракта, что составляет _________ рубля _________ копеек".
Таким образом, Заказчик в проекте контракта установил требование к антидемпинговым мерам в нарушение части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 данного Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями данного Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 данного Федерального закона.
В пункте 11.2 проекта контракта установлено: "Обеспечение выполнения Контракта представлено Подрядчиком следующим способом: ____________ (указать в п. 11.2 Контракта какой из перечисленных способов обеспечения выполнения Контракта определил Подрядчик: а) "Безотзывная банковская гарантия, выданная банком"; б) "Внесение денежных средств на счет Заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику")".
Таким образом, Заказчиком в пункте 11.2 проекта контракта способ предоставления обеспечения исполнения контракта установлен с нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 данного Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 данного Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 данной статьи.
В проекте контракта вышеуказанное обязательное требование не установлено, в нарушение части 30 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Выявленные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, части 30 статьи 34, части 1 статьи 37, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 8 Закона N 360.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок ЭА признан несостоявшимся.
4. Передать материалы о выявленных нарушениях должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства в отношении должностного лица Заказчика.
Председатель Комиссии:________________ С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: ________________ Л.Б. Шиханова
________________ Ю.С. Косарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 22 февраля 2022 г. N 041/06/42-70/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022