рассмотрев жалобу Заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона Nзз-01459 - 2022 "Катетер мочеточниковый общего назначения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122001051, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
21.02.2022 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя.
Согласно жалобе, в извещении о проведении Аукциона в описании объекта закупки неправомерно содержатся не показатели и значения показателей объекта закупки, а указание на эквивалентные товары с конкретными товарными знаками, что ограничивает конкуренцию на товарном рынке; в извещении о проведении Аукциона не указано конкретное количество товара, которое необходимо поставить по контракту; Заказчик не предоставил объективного ответа на запрос разъяснений положений извещения о проведении Аукциона, направленного Заявителем.
На заседании Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы жалобы и выразил несогласие с описанием объекта закупки, указанным в извещении о проведении Аукциона.
На заседании Комиссии представители Заказчика с жалобой не согласились и пояснили, что описание объекта закупки соответствует положениям Закона о контрактной системе и объективным потребностям Заказчика, т.к. при формировании извещения о проведении Аукциона Заказчик руководствовался ранее приобретенным опытом применения катетеров, данные катетеры будут использоваться Заказчиком не для введения в мочеточники пациентов, а для ревизий артериальных сосудов. Для ревизий артериальных сосудов Заказчику необходимы эластичные и гибкие катетеры, которые указаны в извещении о проведении Аукциона, ранее Заказчик пытался применять катетеры иных производителей, но оказалось, что такие катетеры недостаточно эластичные и при попытке согнуть катетеры они могут обломиться и часть катетера может остаться в сосуде пациента, что может привести к неблагоприятным последствиям для пациентов (вплоть до ампутации конечностей). При формировании описания объекта закупки Заказчик руководствовался прежде всего интересами пациентов, при оказании медицинской помощи которым Заказчик обязан предпринять меры по безопасности для жизни и здоровья пациентов. В извещении о проведении Аукциона установлены начальные (максимальные) цены на единицы товаров по всем позициям, т.к. в настоящее время Заказчик не может достоверно определить точное количество катетеров, которое может понадобиться ему в дальнейшем. На запрос о разъяснении положений извещения о проведении Аукциона был дан ответ в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. Доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного учреждения с жалобой не согласился, поддержал позицию Заказчика и пояснил, что описание объекта закупки полностью соответствует потребностям Заказчика, доказательств нарушения прав и законных интересов Заявителя не представлено, Ответ на запрос разъяснений положений извещения размещен в ЕИС в установленном порядке. Кроме этого, поступило две заявки на участие в Аукционе, что подтверждает отсутствие ограничения конкуренции, а также отсутствия объективных препятствий для подачи заявки на участие в Аукционе.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
15.02.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 153 972 рублей.
24.02.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу торгов по Аукциону от 24.02.2022, поступило две заявки на участие в Аукционе.
1.Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Аукциона в описании объекта закупки неправомерно содержатся не показатели и значения показателей объекта закупки, а указание на эквивалентные товары с конкретными товарными знаками, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии со ст. 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно приложению N1 к извещению о проведении Аукциона установлено описание объекта закупки:
N п/п |
Наименование Товара |
Товарный знак (артикул, производитель) |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 |
Катетер мочеточниковый общего назначения |
Эквивалент 1 Balton (KMN 5F, Balton) и/или Эквивалент 2 UROVISION (UR-820570, UROVISION) и/или Эквивалент 3 SUPERGLIDE (26-47-02-000050, TELEFLEX) |
|
2 |
Катетер мочеточниковый общего назначения |
Эквивалент 1 Balton (KMN 6F, Balton) и/или Эквивалент 2 UROVISION (UR-820670, UROVISION) и/или Эквивалент 3 SUPERGLIDE (26-47-02-000060, TELEFLEX) |
|
3 |
Катетер мочеточниковый общего назначения |
Эквивалент 1 Balton (KMN 7F, Balton) и/или Эквивалент 2 Balton (UR-820770, UROVISION) и/или Эквивалент 3 SUPERGLIDE (26-47-02-000070, TELEFLEX) |
|
Основной задачей законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Из буквального толкования положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики при осуществлении закупок по правилам данного Закона при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны обеспечить приобретение товара именно с необходимыми им характеристиками, соответствующими их потребностям, а с другой стороны - необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии со ст. 13 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Описание объекта закупки не нарушает положения Закона о контрактной системе в том случае, когда заказчики - учреждения здравоохранения руководствуются при формировании такого описания интересами пациентов (в том числе, необходимостью обеспечения безопасности пациентов) (данный вывод согласуется с судебной практикой: Определением Верховного Суда РФ от 01.10.2018 по делу NА14-5176/2017, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 25.06.2019 по делу NА07-22361/2018 и др.).
Таким образом, в извещении о проведении Аукциона предусмотрена возможность поставки эквивалентных товаров с несколькими товарными знаками. Описание объекта закупки соответствует объективным потребностям Заказчика и объясняется стремлением Заказчика не допустить причинение вреда жизни и здоровью пациентов при оказании медицинской помощи, доказательств обратного со стороны Заявителя не представлено. То обстоятельство, что Заявитель желает предложить к поставке товар иного производителя не подтверждает наличие нарушения в извещении о проведении Аукциона, так как отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
При рассмотрении настоящего дела Комиссия Удмуртского УФАС России учитывает, что поступило две заявки на участие в Аукционе, что свидетельствует об отсутствии объективных препятствий для подачи заявок на участие в Аукционе. Со стороны Заявителя не представлено мотивированных пояснений либо достаточных доказательств, подтверждающих объективную невозможность подачи заявки на участие в Аукционе.
2. Рассмотрев довод жалобы о том, что в извещении о проведении Аукциона неправомерно не указано конкретное количество товара, которое необходимо поставить по контракту, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе, в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги.
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе, при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В соответствии с п. 3.1 проекта контракта извещения о проведении Аукциона, Максимальное значение цены контракта составляет 153 972,00 рубля (ей), включая НДС/НДС не облагается.
Согласно п. 3.2 проекта контракта извещения о проведении Аукциона, цена единицы Товара указана в Спецификации (Приложение N1 к контракту) и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных контрактом.
В соответствии с приложением N1 к проекту контракта, приложением N1 к извещению о проведении Аукциона установлены начальные (максимальные) цены за единицу каждого из товаров, являющихся объектом закупки, что соответствует положению ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Как указано выше, согласно пояснениям Заказчика, в настоящее время Заказчик не может достоверно определить точное количество катетеров, которое может понадобиться ему в дальнейшем. Со стороны Заявителя не представлено доказательств, опровергающих вышеуказанный вывод.
3. Рассмотрев довод жалобы о том, что Заказчик не предоставил объективного ответа на запрос разъяснений положений извещения о проведении Аукциона, направленного Заявителем, Комиссия признает данный довод необоснованным на основании следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, а также доказательствам, представленным лицами, участвующими в рассмотрении дела, 16.02.2022 поступил запрос разъяснений положений извещения о проведении Аукциона, согласно которому указание в описании объекта закупки конкретных производителей, отсутствие показателей объекта закупки нарушает действующее законодательство и приводит к ограничению конкуренции. В извещении о проведении Аукциона отсутствует конкретное количество товара по каждой из позиций. В связи с изложенным податель запроса просит внести изменения в извещение о проведении Аукциона (исключив из извещения вышеуказанные нарушения).
В ответ на данный запрос Уполномоченное учреждение разместило в ЕИС 17.02.2022 ответ, согласно которому ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе предусматривает возможность определения количества поставляемого товара по заявкам на поставку товаров. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, допускается использовать указание на товарный знак с сопровождением словами "или эквивалент". Приложение N1 к извещению о проведении Аукциона не противоречит положениям Закона о контрактной системе. К поставке можно предложить товар, соответствующий приложению N1 к извещению о проведении Аукциона, которое составлено в соответствии с потребностями Заказчика.
Таким образом, вышеуказанный запрос по существу выражает несогласие лица, направившего запрос, с описанием объекта закупки, содержит просьбу о внесении изменений в извещение о проведении Аукциона. Относительно не указания конкретного количества товара в разъяснениях указано на установленную Законом о контрактной системе возможность не указания конкретного количества товара, подлежащего к поставке.
Мотивированных пояснений либо доказательств, подтверждающих, что представленные разъяснения не соответствуют Закону о контрактной системе, либо обосновывающих, в чем именно заключается неясность ответа на запрос, со стороны Заявителя не представлено.
С учетом изложенного, жалоба является необоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
Руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Гринн" на положения извещения о проведении электронного аукциона Nзз-01459 - 2022 "Катетер мочеточниковый общего назначения" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122001051) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
_____ <_>
______ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 24 февраля 2022 г. N 018/06/106-118/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022