Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя;
члены Комиссии:
<_>, кворум соблюден,
на заседании Комиссии 24.02.2022 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя заказчика - КУ УР "Управление капитального строительства Правительства УР" (далее - Заказчик) <_>. (доверенность от 10.01.2022 N01-15/3),
представителей ООО "Дельта-Строй": <_>,
представителя уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок УР" (далее - Уполномоченное учреждение) <_>,
на заседании Комиссии 28.02.2022 посредством видеоконференцсвязи
в присутствии:
представителя Заказчика <_>. (доверенность от 10.01.2022 N01-15/2),
представителей ООО "Дельта-Строй": <_>,
представителя Уполномоченного учреждения <_>,
в результате рассмотрения обращения Заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участника закупки - ООО "Дельта-Строй" (ИНН 5902888746) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-11771-19 "Выполнение работ по строительству объекта "Лечебный корпус с поликлиникой БУЗ УР "Республиканская клиническая туберкулезная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" в г. Ижевске" (номер извещения в ЕИС - 0813500000119002892, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
12.04.2019 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 984 569 352,00 рублей.
06.06.2019 - дата окончания срока подачи заявок.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 06.06.2019, рассмотрена единственная заявка ООО "Дельта-Строй" на участие в Аукционе, признанная соответствующей требованиям Аукционной документации.
По результатам проведения Аукциона между Заказчиком и ООО "Дельта-Строй" заключен контракт от 27.06.2019 (далее - Контракт).
Согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 19.01.2022 N03-09/101 (далее - Решение), Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке в связи с наличием нарушений при исполнении ООО "Дельта-Строй" обязательств по Контракту: нарушены сроки выполнения работ (начальные и сроки по отдельным этапам), Общество уклонилось от заключения договора теплоснабжения, на строительной площадке длительное время отсутствуют рабочие и техника, нарушены условия хранения оборудования и материалов.
При рассмотрении дела представители Заказчика пояснили, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта связано с тем, что Общество при исполнении Контракта допустило нарушения своих обязательств по Контракту: нарушены сроки выполнения работ (начальные и сроки по отдельным этапам), Общество уклонилось от заключения договора теплоснабжения, на строительной площадке длительное время отсутствуют рабочие и техника, нарушены условия хранения оборудования и материалов. При этом Заказчик подтвердил, что процент выполненных Обществом работ и принятых Заказчиком в стоимостном выражении составляет порядка 70% (на сумму 705 853 718,98 руб.) от суммы Контракта.
При рассмотрении дела представители ООО "Дельта-Строй" пояснили, что умысла на уклонение от исполнения Контракта не имелось, в процессе выполнения обязательств было установлено, что проектная документация содержит многочисленные недостатки, которые необходимо было устранять и что повлекло за собой необходимость внесения изменений в проектную документацию. Общество выполняло работы по Контракту добросовестно, при этом со стороны Заказчика не совершалось встречных действий, направленных на оказание содействия при исполнении Контракта и оперативному внесению изменений в проектную документацию. Кроме этого, ООО "Дельта-Строй" приостанавливало выполнение работ в связи с наличием обстоятельств, объективно не зависящих от воли Общества. При этом ООО "Дельта-Строй" до принятия Заказчиком Решения приняло и подало нарочно Заказчику решение об одностороннем отказе 20.01.2022, Заказчик же направил Решение только 21.01.2022.По мнению Общества, оснований для включения сведений в отношении ООО "Дельта-Строй" в РНП не имеется, т.к. при исполнении Контракта не имеется фактов недобросовестного поведения со стороны Общества.
При рассмотрении дела представитель Уполномоченного учреждения не предоставил мотивированных пояснений по существу дела.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 714 ГК РФ, подрядчик несет ответственность за несохранность предоставленных заказчиком материала, оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении подрядчика в связи с исполнением договора подряда.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно ч. 1 ст. 719 ГК РФ, подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 ГК РФ).
В соответствии с письмом ООО "Дельта-Строй" от 03.07.2019, Общество уведомило Заказчика о том, что для приступления к выполнению работ необходимо выполнить таксацию существующих насаждений, порубочный билет на валку деревьев отсутствует.
Согласно письму Заказчика от 18.07.2019 N02-05-15/1951, Заказчик направляет в адрес Общества копию порубочного билета.
В соответствии с представленной перепиской (например, письма ООО "Дельта-Строй" от 12.09.2019 N515, от 19.09.2019 N542, от 17.12.2019 N777, от 31.01.2020 N35П, от 07.02.2020 N49, от 28.02.2020 N100, от 24.03.2020 N156, от 07.05.2020 N233 и др.) ООО "Дельта-Строй" неоднократно обращалось в адрес Заказчика с целью сообщения о недостатках, выявленных в проектной документации, а также устранения данных недостатков путем выдачи измененной в установленном порядке проектной документации, при этом со стороны Заказчика не представлено достаточных доказательств, подтверждающих получение положительной государственной экспертизы проектной документации с изменениями, либо совершения действий, направленных на оказание содействия Обществу в целях своевременного выполнения работ по Контракту.
Согласно уведомлению ООО "Дельта-Строй" от 19.11.2020 N268, Общество уведомило Заказчика о приостановке работ по Контракту в связи с тем, что фактически дальнейшее производство работ по Контракту оказалось невозможным, так как Заказчик не передал Обществу полный комплект откорректированной проектной документации, измененной сметной стоимости, достоверность определения которой утверждена государственной экспертизой, соответствующей требованиям действующего законодательства (на основании пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ N1315 оот 09.08.2021).
Со стороны Заказчика не представлено достаточных доказательств, подтверждающих выдачу Обществу измененной проектной документации, прошедшей государственную экспертизу, либо совершение Заказчиком каких-либо действий, направленных на устранение причин приостановки ООО "Дельта-Строй" выполнения работ.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не уполномочен давать оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства (данный вывод подтверждается судебной практикой: Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу NА73-4467/2019, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2020 по делу NА40-184406/2019 и др.).
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
При рассмотрении настоящего дела Комиссия Удмуртского УФАС России, принимает во внимание следующие обстоятельства:
- ООО "Дельта-Строй" выполнило порядка 70% работ от общей стоимости Контракта, принятых Заказчиком (что подтверждается Заказчиком), при этом у Заказчика не имеется претензий к качеству выполненных работ,
- в ходе исполнения Контракта ООО "Дельта-Строй" выявило многочисленные недостатки в проектной документации, наличие которых повлекло нарушение сроков выполнения работ по отдельным этапам, при этом Заказчиком не представлены доказательства получения положительной государственной экспертизы изменений проектной документации, кроме этого, ООО "Дельта-Строй" не может нести ответственность за недостатки проектной документации, которая является частью Аукционной документации, утвержденной Заказчиком,
- первый этап выполнения работ (предусматривающий подготовку территории строительства, включая валку деревьев) должен был быть закончен до 20.06.2019, при этом Контракт заключен только 27.06.2019, а порубочный билет на валку деревьев был передан Заказчиком 18.07.2019, следовательно, у Общества не имелось фактической возможности в установленный Контрактом срок выполнить работы по первому этапу строительства,
- конечный срок выполнения работ (30.08.2022) еще не наступил, следовательно, ООО "Дельта-Строй" фактически не могло нарушить указанный срок,
- сам по себе факт не заключения договора теплоснабжения не может свидетельствовать о существенном нарушении условий Контракта, подразумевающего выполнение работ по строительству объекта,
- в переписке с Обществом Заказчик не указывает конкретно, какие материалы хранятся ненадлежащим образом (например, письма Заказчика от 14.02.2020 N02-05-15/420, от 14.12.2020 N02-05-15/3469 и др.), при этом со стороны Заказчика не представлено достаточных доказательств, подтверждающих утрату материалов или оборудования, допущенных ООО "Дельта-Строй",
- в ноябре 2021 г. Общество приостановило выполнение работ по Контракту (согласно уведомлению ООО "Дельта-Строй" от 19.11.2021 N268), при этом со стороны Заказчика после получения письма о приостановке работ не выполнено достаточных действий, направленных на устранение причин такой приостановки, а также оказание содействия Обществу в выполнении работ по Контракту,
- в ходе выполнения работ между сторонами велась активная переписка в период 2019-2022 гг., связанная с решением вопросов, возникающих в процессе строительства объекта (в том числе, связанных с решением выявленных недостатков проектной документации), данная переписка подтверждает намерение и интерес Общества в выполнении условий Контракта,
- тот факт, что в сентябре и октябре 2021 г. Заказчик (акты обследования от 24.09.2021 N12, от 28.09.2021 б\н, от 01.10.2021 N13) выявил незначительное количество сотрудников Общества на строительной площадке (от трех до десяти) не подтверждает недобросовестное поведение со стороны Общества, т.к. представители Общества при рассмотрении дела пояснили, что на те моменты времени выполнить больший объем работ не имелось возможности по причине отсутствия согласования изменений в проектную документацию, данное обстоятельство также подтверждается возражениями сотрудника ООО "Дельта-Строй", указанными в данных актах,
- Общество 20.01.2022 сообщило Заказчику об одностороннем отказе от исполнения Контракта (уведомление от 20.01.2022 N26, на котором имеется отметка о получении Заказчиком данного уведомления 20.01.2022) в связи с тем, что оставшаяся часть невыполненных работ не может быть завершена в связи с отсутствием измененной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, при этом Заказчик не выполняет законное требование о представлении измененной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, уклоняется от согласования изменения объема работ. При этом Заказчик направил Решение об одностороннем отказе только после получения уведомления от 20.01.2022 N26, что подтверждается копией конверта, содержащего данное уведомление,
- доказательств наличия умысла на уклонение от исполнения Контракта либо подтверждающих недобросовестное поведение при исполнении Контракта, не представлено.
При этом наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
В связи с вышеизложенным, оснований для включения в РНП сведений об ООО "Дельта-Строй" не установлено, так как при рассмотрении дела Обществом представлены достаточные доказательства, подтверждающие принятие ООО "Дельта-Строй" мер для надлежащего исполнения условий Контракта (по смыслу пп. "в" п. 15 Постановления N1078), при этом доказательства недобросовестного поведения ООО "Дельта-Строй" не представлены.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Дельта-Строй" (ИНН 5902888746) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N зз-11771-19 "Выполнение работ по строительству объекта "Лечебный корпус с поликлиникой БУЗ УР "Республиканская клиническая туберкулезная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" в г. Ижевске" (номер извещения в ЕИС - 0813500000119002892) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 февраля 2022 г. N 018/06/104-117/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022