Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.03.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "3В инженерные системы" (далее - ООО "3В инженерные системы", заявитель) - ///, Министерства образования Иркутской области (далее - заказчик) - ////, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - ///,
рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Шифр 25-2022-нр511Е Оборудование для создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"", извещение N 0134200000122000153, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы,
контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) 16.02.2022 г. поступила жалоба ООО "3В инженерные системы" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель указывает, что в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки не использовал обязательные характеристики, предусмотренные каталогом товаров, работ, услуг. В техническом задании заказчик указал иные, не предусмотренные КТРУ, характеристики, и в нарушение п.п. 5, 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не включил в описание товара обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Также заявитель указывает, что заказчик в нарушение Постановления Правительства РФ N 1236 и статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не правомерно не устанавливает запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Уполномоченным органом, заказчиком представлены возражения, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными, указывая, что извещение о проведении электронного аукциона сформировано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что уполномоченным органом 09.02.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000122000153 "Шифр 25-2022-нр511Е Оборудование для создания и функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности "Точка роста"".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 93 840 000 рублей 00 копеек.
Согласно размещенному с извещением о проведении электронного аукциона Техническому заданию к поставке требуется следующее:
N п/п |
Код ОКПД2 |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
26.20.40.190 |
Цифровая лаборатория по биологии (ученическая) |
шт. |
368 |
2 |
26.20.40.190 |
Цифровая лаборатория по химии (ученическая) |
шт. |
368 |
3 |
26.20.40.190 |
Цифровая лаборатория по физике (ученическая) |
шт. |
368 |
В соответствие с пунктам 2 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
В силу части 1.1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки, осуществляемой в целях выполнения минимальной доли закупок, указываются характеристики российского товара, в том числе содержащиеся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) определен порядок формирования и ведения каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе состав включаемой в него информации.
Под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами (пункт 2 Правил).
Согласно пункту 4 Правил формирование и ведение каталога обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в том числе в результате взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими формирование и (или) ведение информационных систем, а также осуществляющими государственную регистрацию товаров в установленной сфере деятельности, посредством:
а) формирования информации, включаемой в каталог в соответствии с настоящими Правилами;
б) поддержания каталога в актуальном состоянии;
в) информационного сопровождения пользователей каталога.
В соответствии с пунктом 3 Правил (раздел Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
По мнению заявителя, заказчиком в извещении должны быть указаны следующие коды из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- Цифровая лаборатория по биологии (ученическая) N 26.20.40.190-00000019, N 26.20.40.190-00000009;
- Цифровая лаборатория по химии (ученическая) N 26.20.40.190-00000016, N 26.20.40.190-00000006;
- Цифровая лаборатория по физике (ученическая) N 26.20.40.190-00000017, N 26.20.40.190-00000001.
Вместе с тем, согласно размещенной в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Единой информационной системе дата обязательного применения вышеуказанных позиции каталога 10.02.2022 г., при этом, извещение о проведении электронного аукциона N 0134200000122000153 размещено 09.02.2022 г. Таким образом, заказчик не обязан был применять информацию из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 10 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ).
Так, Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) утверждены:
- Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации;
- Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
К извещению о проведении электронного аукциона N 0134200000122000153 приложено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
17.02.2022 г. заказчиком, уполномоченным органом внесены изменения в вышеуказанное обоснование, в которых заказчик сообщает, что в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по наименованию "цифровая лаборатория" на момент публикации извещения о закупке в Единой информационной системе, содержится 2 записи с данным наименованием: "РобикЛаб - Цифровая лаборатория" (регистрационный номер 12737), "Интерактивная цифровая лаборатория" (регистрационный номер 5603), а также делает указание на требования, установленные заказчиком, которым не соответствует программное обеспечение, включенное в реестр.
Следовательно, требования Постановления N 1236 заказчиком соблюдены.
При этом, в силу положений Федерального закона N 44-ФЗ антимонопольная служба и ее территориальные органы не уполномочены на осуществление контроля в части обоснованности закупки.
Кроме того, в силу части 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Федерального закона N 44- заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "3В инженерные системы" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 марта 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022