Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-00 осуществлено проведение внеплановой проверки, при участии представителей:
*
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению комплексной безопасности (извещение N 0362100015521000178) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступили сведения от ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" (вх. 01-2744 от 08.02.2022 г.) в отношении заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по обеспечению комплексной безопасности (извещение N 0362100015521000178).
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
29.11.2021 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0362100015521000178 и документация на оказание услуг по обеспечению комплексной безопасности.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 31 799 709,96 рублей.
В своей жалобе заявитель указал, что закупочной комиссией заказчика неправомерно проведена оценка заявок участников в нарушение порядка, определенного действующим законодательством.
Конкурсная комиссия рассмотрела и оценила вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в порядке, установленном ст. 54.7 Закона N44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным законодательством РФ о контрактной системе, конкурсной документацией, по результатам рассмотрения был составлен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 03.02.2022 NППИ1.
В соответствии с вышеуказанным протоколом участнику закупки ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" присвоено 12.76 баллов по сумме нестоимостных критериев.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
В силу п. 4. Постановления N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Постановления N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п. 11 Постановления N 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с разделом IV "Критерии оценки" конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
N п/п |
Содержание критерия (показателя) оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме |
Значимость критерия (показателя) оценки, в процентах |
Порядок оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме |
Порядок расчета итогового рейтинга по критерию |
2.1 |
Наличие опыта участника открытого конкурса в электронной форме по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема С1i |
Коэффициент значимости = 0,80 |
Максимальная оценка с учетом значимости показателя С1i - 80 балов. Предмет оценки - объем (сумма цен контрактов / договоров в российских рублях) контрактов (договоров), заключенных по результатам конкурентных публичных процедур в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", сопоставимых по характеру и объему предмета открытого конкурса в электронной форме, успешно выполненных в период с 01 января 2013 года и до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме для образовательных и научных учреждений. Услуга должна быть выполнена в рамках контракта (договора), заключенного по результатам конкурентных публичных процедур в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ собственными силами в период с 01 января 2013 года и до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме для образовательных и научных учреждений. Под сопоставимостью объема (в рублях) имеющегося у участников открытого конкурса в электронной форме опыта по оказанию услуг понимается наличие у участника контрактов (договоров) на оказания услуг со сроком оказания услуг не менее 365 дней (для каждого контракта / договора). Под успешностью выполненных услуг понимается исполнение услуг, указанных выше, без применения к участнику открытого конкурса в электронной форме мер гражданской ответственности в связи с нарушением им исполнения обязательств, в том числе применение к участнику открытого конкурса в электронной форме штрафных санкций и неустойки, одностороннее расторжение контракта (договора) Заказчиком, расторжение контракта (договора) по соглашению сторон в связи с невозможностью участником открытого конкурса в электронной форме исполнить условия контракта (договора). Комиссия будет учитывать только те приложенные копии контрактов (договоров), сведения об исполнении которых в полном объеме содержатся в едином реестре государственных контрактов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru. Для уточнения сведений Единая комиссия Заказчика имеет право проверить информацию и документы, представленные участником открытого конкурса в электронной форме. Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работы участника открытого конкурса в электронной форме по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Документами, подтверждающими наличие опыта участника открытого конкурса в электронной форме по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, являются в совокупности: - копии контрактов (договоров) в полном объеме (все страницы) и копии приложения к ним, позволяющие определить объем, вид и стоимость оказанных услуг*; - сводный реестр представленных сведений, который содержит реестровые номера контрактов (договоров), размещенных на сайте www.zakupki.gov.ru**. *В случае если договор в реестре договоров находится в стадии "Исполнение", но фактически исполнен (т.е. Заказчиком не изменен статус договора), Участник обязан приложить акты выполненных работ в полном объеме. **Для удобства работы членов Единой комиссии Заказчика с представленными участником открытого конкурса в электронной форме документами и сведениями, заявку (вторая часть) желательно представить по форме Заказчике в формате, позволяющем переходить по указанным ссылкам в реестр контрактов (договоров), размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок. Расчет баллов производится следующим образом: Для Заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение показателя. Расчет оценки показателя с учетом значимости - количество баллов, присвоенное заявке, умноженное на коэффициент значимости показателя. Количество баллов, присуждаемых по показателю (НЦБi), определяется по формуле: а) в случае если Кmax < Кпред, - по формуле: НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax); б) в случае если, Кmax
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кпред); при этом НЦБmax = КЗ x 100, где: КЗ - коэффициент значимости показателя; Кi - предложение участника открытого конкурса в электронной форме (сумма исполненных контрактов в российских рублях), заявка (предложение) которого оценивается; Кmax - максимальное предложение из предложений (наибольшая сумма исполненных контрактов в российских рублях) по критерию оценки, сделанных участниками открытого конкурса в электронной форме; Кпред - предельно необходимое Заказчику значение характеристик; Кпред =3* НМЦК= 95 399 129,88 рубль; НЦБmax - количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам открытого конкурса в электронной форме, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком. Квалификация считается не подтвержденной в случаях: - отсутствия копий контрактов (договоров) в полном объеме (все страницы) и копии приложения к ним, позволяющие определить объем, вид и стоимость оказанных услуг; и (или) - несоответствия представленного участником открытого конкурса в электронной форме опыта по сопоставимости характера и/или объема и/или успешности; и (или) - контракт/договор заключен и исполнен не в период с 01 января 2013 года и до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и (или) - контракт/договор заключен и исполнен способами, не предусмотренными в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, Федерального закона от 18 ноября 2011 года N 223-ФЗ, и (или) - в реестре контрактов, размещенном на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru , отсутствуют сведения об исполнении представленного в составе заявки контракта / договора, Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, и (или) - договоры / контракты исполнены с применением к участнику неустойки, штрафов. При отсутствии у участника открытого конкурса в электронной форме подтверждающих документов и (или) несоответствие документов требованиям Конкурсной документации участнику открытого конкурса в электронной форме по данному показателю присваивается 0 баллов. Итоговое значение по показателю для каждой заявки определяется как произведение количества баллов по показателю, коэффициента значимости показателя и коэффициента значимости критерия |
В доводах жалобы заявитель указывает, что считает неправомерным присвоение конкурсной комиссией заявке ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" 12.76 баллов по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно конкурсной документации, по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки" оценивается объем (сумма цен контрактов / договоров в российских рублях) контрактов на оказание услуг (а именно оказание услуг по обеспечению комплексной безопасности), заключенных по результатам конкурентных публичных процедур со сроком оказания услуг не менее 365 дней (для каждого контракта / договора) сведения об исполнении которых в полном объеме содержатся в едином реестре государственных контрактов на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что участником закупки ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" в составе второй части заявки для подтверждения опыта по оказание услуг по обеспечению комплексной безопасности приложен 161 контракт. При этом, большая часть документов, приложены для подтверждения участником закупки опыта, не соответствуют требованиям конкурсной документации, а именно:
- 81 представленный ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" контракта заключены по результатам закупки у единственного поставщика, а не по результатам конкурентных процедур;
- 11 представленных ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" контрактов находятся на стадии исполнения или отсутствуют копии документов о приемке (акут приемки оказанных услуг);
- 68 представленный ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" контракта со сроком исполнения обязательств менее 365 дней.
Таким образом, из общего количества представленных участником закупки (ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН") документов требованиям конкурсной документации соответствует контракт N 3/44/17 от 31.03.3017 г. (реестровый номер контракта - 1666000876917000006) на сумму 1 511 000 руб. (дата завершения исполнения- 31.03.2018 г.).
Комиссия Свердловского УФАС России, проанализировав порядок оценки заявок участников закупки по нестоимостным критериям оценки пришла к выводу о том, что конкурсной комиссией заказчика правомерно оценены приложенные участником закупки ООО Частное охранное предприятие "ФАНТОН" копии договоров.
В данных действиях заказчика, Комиссия Свердловского УФАС России не усматривает нарушений Закона о контрактной системе.
Исходя из доводов жалобы, заявитель считает неправомерным установление оценки опыта участников закупки при помощи совокупности "документов по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема", поскольку заказчиком усыновлены несоизмеримые критерии оцени по общей стоимости исполненных контрактов.
Заслушав довод представителя заказчика, изучив имеющиеся доказательства, Комиссия не находит в данных действиях заказчика нарушений законодательства, поскольку Закон о контрактной системе предоставляет заказчикам право самостоятельно определять содержания критериев, а также документы, подтверждающие соответствие указанных критериев.
Доказательств того, что содержащееся в документации содержание рассматриваемого нестоимостного критерия ограничивает конкуренцию, нарушает права и законные интересы подателя жалобы Комиссии не представлено.
Таким образом, заказчиком правомерно установлен критерий "квалификация участников закупки" и документы, подтверждающее соответствие указанному критерию, а именно "Документы, подтверждающие наличие опыта участника открытого конкурса в электронной форме по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос (ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
На основании п. 7 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления
Согласно ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно доводу заявителя, в соответствии с разделом "Журнал событий" единой информационной системы заказчику поступило 3 запроса на разъяснение конкурсной документации. При этом, на главной странице закупки (извещение N 0362100015521000178) в единой информационной системе в разделе "Разъяснение положений конкурсной документации" отсутствует какая-либо информация о запросах и ответах на них, что нарушает принцип информационного обеспечения контрактной системе в сфере закупок.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что запросы о разъяснении положений конкурсной документации действительно поступали и ответы на них были размещены заказчиком, что подтверждается представленными к материалам дела скриншотами с сайта оператора электронной площадки АО "РАД".
Согласно вышеуказанным скриншотам заказчиком были приняты действия по размещению запросов на разъяснение положений конкурсной документации и ответов на них. Вместе с этим, невозможно достоверно установить причину отсутствия данной информации в единой информационной системе.
Отсутствие информации о вышеуказанных запросах и ответах в единой информационной системе противоречит требованиям п. 7 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
В соответствии с вышеуказанными нормами закона у Комиссии Свердловского УФАС России отсутствуют правовые основания по выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что данные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации выявлено нарушение п. 7 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе
2. Заказчику, уполномоченному органу, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
* |
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 февраля 2022 г. N 066/06/99-607/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022