Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16-00 в отсутствии представителей:
*
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости", его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на образовательные услуги по профессиональному обучению граждан по профессии "Водитель автомобиля" (Программа профессионального обучения - переподготовка водителей автотранспортных средств категории "В" на категорию "С", безработные граждане) (извещение N 0362200016319000094) в части наличия нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе), в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее Постановление N 1576),
УСТАНОВИЛА:
Комиссией Свердловского УФАС России на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в отношении заказчика в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости", его комиссии при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на образовательные услуги по профессиональному обучению граждан по профессии "Водитель автомобиля" (Программа профессионального обучения - переподготовка водителей автотранспортных средств категории "В" на категорию "С", безработные граждане) (извещение N 0362200016319000094) проведена внеплановая проверка.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
23.07.2019 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0362200016319000094 и документация на образовательные услуги по профессиональному обучению граждан по профессии "Водитель автомобиля" (Программа профессионального обучения - переподготовка водителей автотранспортных средств категории "В" на категорию "С", безработные граждане)
Начальная (максимальная) цена контракта составила 566 000,00 рублей.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 6 ч. 6 ст. 54.4 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать требуемые заказчиком в конкурсной документации информацию и документы, а именно:
6) документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
В силу п. 4. Постановления N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 11 Постановления N 1085 для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно п. 27 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с приложением к разделу "Информационная карта" конкурсной документации заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе:
N п/п |
Содержание критерия (показателя) оценки заявок на участие в конкурсе |
Порядок оценки заявок участников конкурса |
Значения в баллах |
Значимость критерия (показателя) оценки |
|
2 |
Нестоимостные критерии оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
0 - 100 |
60% |
||
2.3 |
Опыт взаимодействия с Центрами занятости населения по обучению безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, объем обучаемых по контрактам (договорам) не менее 20 человек, контракты (договоры) исполнены в 2016-2018 гг. (с приложением актов оказанных услуг) - по одному за каждый год - отсутствие опыта - 0 баллов; - объем обучающих по контракту (договору) менее 20 человек - 0 баллов; - исполнение контрактов (договоров) ранее 2016 - 0 баллов; -отсутствуют акты оказанных услуг - контракт не учитывается; - наличие штрафов (пени), односторонний отказ со стороны заказчика - контракт не учитывается; - несколько контрактов за один и тот же год - оценивается как один год. |
, где: КЗ - коэффициент значимости показателя. - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки. |
0 - 40 |
||
Итоговый рейтинг |
100% |
|
При оценке заявок по показателю "Опыт взаимодействия с Центрами занятости населения по обучению безработных граждан, женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, объем обучаемых по контрактам (договорам) не менее 20 человек, контракты (договоры) исполнены в 2016-2018 гг. (с приложением актов оказанных услуг) - по одному за каждый год".
Пояснения:
1. Документы, подтверждающие наличие опыта участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема: участник закупки в составе заявки прикладывает копии контрактов (договоров) в полном объеме (все страницы) и копии приложения к ним, позволяющие определить объем и вид оказанных услуг.
2. Под сопоставимостью характера имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг понимается наличие у участника опыта оказания услуг по оказанию образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан (безработные граждане, женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятые граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность). Услуга должна быть выполнена в рамках контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ собственными силами в период 2016-2018 гг. по одному за каждый год. Под сопоставимостью объема имеющегося у участников закупки опыта по оказанию услуг понимается наличие у участника контрактов (договоров) на оказания услуг количество обучаемых по каждому из приложенных контрактов не менее 20 человек.
3. Под успешностью выполненных услуг понимается исполнение услуг, указанных выше, без применения к участнику закупки мер гражданской ответственности в связи с нарушением им исполнения обязательств, в том числе применение к участнику закупки штрафных санкций и неустойки, одностороннее расторжение контракта (договора) Заказчиком, расторжение контракта (договора) по соглашению сторон в связи с невозможностью участником закупки исполнить условия контракта (договора).
Согласно п.10 Правил 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Как установлено Комиссией Свердловского УФАС России предметом рассматриваемой закупки являются образовательные услуги.
Согласно ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
- образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации (п.9);
- учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся (п.22).
Потребность заказчика к качеству предоставляемых услуг содержится в "Учебном плане" который является приложением 1.2 к проекту государственного контракта и содержит перечень, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, входящих в объем закупаемой образовательной услуги.
Таким образом, в соответствии с законодательством об образовательной деятельности потребность заказчика в качестве закупаемых услуг установлена им в учебном плане и не является переменным показателем, который может являться результатам оценки.
В свою очередь, показатель "Опыт взаимодействия с Центрами занятости населения по обучению_" не раскрывает содержание критерия оценки "Квалификация участников закупки", т.к. показатель характеризует фактически не опыт участника по исполнению им образовательной программы в соответствии с учебным планом необходимым заказчику, а опыт взаимодействия с конкретной категорией заказчиков (центры занятости), что необоснованно ограничивает круг потенциальных участников закупки, т.к. лишает возможности таких потенциальных участников подтверждать свой опыт контрактами с кем-либо из заказчиков кроме центров занятости независимо от образовательной программы, учебного плана, которыми и определяется специфика оказываемых образовательных услуг.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при определенном самим заказчиком качестве закупаемых образовательных услуг (учебный план) заказчиком установлен показатель нестоимостного критерия, который необоснованно сужает круг потенциальных участков закупок, могущих подтвердить свой опыт по критерию "Квалификация участников закупки" только участниками, имеющими опыт с одной категорий заказчиков (центры занятости).
Следовательно, показатели "Опыт взаимодействия с Центрами занятости населения по обучению_" не раскрывают содержание нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" и не учитывают особенности оценки закупаемых услуг по нестоимостному критерию оценки.
Таким образом, заказчик, в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, установил показатели оценки заявок участников закупки по показателям нестоимостного критерия "Квалификация участников конкурса" противоречащие нормам правил N 1085 и Закона о контрактной системе.
Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с вышеуказанными нормами закона у Комиссии Свердловского УФАС России отсутствуют правовые основания по выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений в связи с наличием заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576 Комиссия,
РЕШИЛА:
1. В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости" выявлено нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32, п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. В действиях конкурсной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного казенного учреждения службы занятости населения Свердловской области "Екатеринбургский центр занятости", его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным контрактом.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
|
Члены Комиссии |
* |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 февраля 2022 г. N 066/06/99-615/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022