Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "МЕДИКА" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N2" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий (клеенка подкладная резинотканевая; перчатки смотровые)" (извещение N 0318200064722000011) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует включение дополнительных требований к товару указанных в Разделе "Описание объекта закупки".
Представителем Заказчика представлены приложения к извещению электронного аукциона, заявки участников закупки, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Специализированная психиатрическая больница N2" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка медицинских изделий (клеенка подкладная резинотканевая; перчатки смотровые)" (извещение N 0318200064722000011).
Начальная (максимальная) цена контракта - 267 488,24 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В извещении электронного аукциона содержится Раздел 1 "Описание объекта закупки", где Заказчику требуется к поставке товар:
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Код по ОКПД 2/ Код позиции КТРУ** |
Товарный знак*** |
Ед. изм. |
Кол-во |
Требования, установленные в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие) |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик (пункт 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") **** |
|
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Клеенка подкладная резинотканевая |
22.19.50.000/22.19.50.000-00000064 |
- |
штука |
18 |
Клеенка подкладная резинотканевая |
Соответствие |
КТРУ |
Длина рулона, метр |
|
КТРУ |
||||||
Ткань-основа |
Хлопчатобумажная ткань |
КТРУ |
||||||
Формат выпуска |
Рулон |
КТРУ |
||||||
Ширина рулона, метр |
|
КТРУ |
||||||
2 |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные |
22.19.60.119/22.19.60.119-00000002 |
- |
пара (2 шт.) |
2 000 |
Материал перчатки |
Латекс |
|
Структура перчатки |
Трёхслойная |
|
||||||
Внутренняя поверхность перчатки обработана нитрилом |
Соответствие |
|
||||||
Обработка поверхности |
текстурный рисунок в области пальцев |
|
||||||
Манжета перчатки с венчиком |
Соответствие |
|
||||||
Цвет перчаток |
зелёный или белый |
|
||||||
Длина перчатки, для фиксации на предплечье, мм |
не менее 250 |
|
||||||
Одинарная толщина (в области пальцев), для обеспечения механической прочности, мм |
не менее 0,12 |
|
||||||
Размер |
M |
|
||||||
Информация о содержании латекса и нитрила в качестве материала перчаток указана на упаковке изделия или в инструкции внутри упаковки |
соответствие |
|
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
На основании п.6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Заказчиком по поз. 2 использован КТРУ 22.19.60.119-00000002 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" применение данного кода обязательно с 01.07.2019 г. Обязательные характеристики в КТРУ отсуствуют.
По позиции 2 наименование объекта закупки: "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" характеристики "материал перчатки" - латекс, указана в соответствии с наименованием товара: нестерильное изделие, изготовленное из гевейского натурального латекса (НТ) и предназначенное для использования в качестве защитного барьера при ношении на руках медицинских работников во время обследования/лечения пациента или для других санитарных целей; его внутренняя поверхность не покрыта порошком талька. Используется, главным образом, как двухсторонний барьер защиты как пациента, так и персонала от различной контаминации. Изделие должно иметь соответствующие характеристики в отношении осязания и удобства в использовании, а также соответствующие физические свойства (например, прочность на растяжение, сопротивление прокалыванию, эластичность) и одинаковые размеры (т.е., совместимость размеров). Это изделие разового использования.
Заказчиком в "Описании объекта закупки" имеется обоснование характеристик к товару:
"****В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работ, услуг Заказчиком в силу пункта 5 Правил использования КТРУ указаны потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые не предусмотрены в позиции каталога. Данный набор характеристик позволяет удовлетворить потребности Заказника с учетом специфики деятельности и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Дополнительные характеристики обусловлены узкоспециализированной деятельностью заказчика, накопленным опытом использования расходного материала с заданными параметрами для проведения хирургических операций в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи с обеспечением безопасности пациентов, медицинского персонала и достижения максимальной результативности проведённых процедур"
Для более детального описания товара, отвечающего требованиям заказчика, помимо показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, применяемые производителями в технической документации и на официальных сайтах".
Заказчик на Комиссии пояснил, что требование "Информация о содержании латекса и нитрила в качестве перчаток указана на упаковке изделия или в инструкции внутри упаковки" обусловлено необходимостью проверки наличия заявленной характеристики поставляемой продукции, так как в ином случае возможна поставка перчаток, использование которых не соответствует потребности заказчика. В данном случае участник альтернативно может предоставить товар с указанием информации о покрытии внутреннего слоя, как на упаковке, так и путем предоставления вкладыша внутри упаковки.
Характеристика "структура перчаток-трехслойные" основана на санитарно-эпидемиологических требованиях и необходимостью обеспечения максимальной защиты медицинского персонала, в связи с тем, что данные перчатки используются при работе с химическими веществами.
Характеристика цвет "зеленый или белый" обусловлена потребностью определения загрязнения кровью или другим биологическим материалом.
Ограничения при установлении данных требований отсутствуют.
В рамках данных характеристик отсутствуют доказательства ограничения количества участников закупки, установлением данных требований в описании объекта закупки, а также доказательства невозможности поставки товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
В соответствии с разделом 8 ГОСТ 52239-2004 установлены общие требования к описанию маркировки изделия медицинского назначения, при этом данный ГОСТ не устанавливает требований к информации, которая не может быть указана в маркировке медицинского изделия. Письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.02.2004 года N 293-22/34 "О маркировке изделий медицинского назначения" подтверждается позиция, что маркировка и упаковка относятся к исключительной компетенции и ответственности производителя товара.
Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ не предусмотрено ограничений по цвету и количеству слоев медицинских перчаток.
При формировании технического задания Заказчик исходил из своих потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечения безопасности и высокоэффективной защиты медицинского персонала, а также высокого уровня оказания медицинской помощи пациентам.
При формировании потребности Заказчик получил коммерческие предложения от трех поставщиков с указанием товара различных производителей. Полученные ответы подтверждали возможность поставки товара в соответствии с техническим описанием.
То есть, перчатки находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации.
Действующее законодательство предоставляет заказчику возможность организации определения поставщика по закупке именно того товара, который является для него необходимым. Подобный вывод согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2011 N Ф09-7616/11, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2015 по делу N A32-23367/2015 и рядом иных актов.
Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре, работе, услуге...".
Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки и зафиксированные в Описании объекта закупки, направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) Заказчика. При этом, в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.
С учетом изложенных обстоятельств, требования в закупке установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, "Описание объекта закупки" составлено в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссия на основании ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДИКА" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318200064722000011).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 февраля 2022 г. N 112/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2022