Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя Заявителя УМВД России по г.Астрахани, надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астрахаснкой области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" - Котловой А.К. (действующая по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности Nб/н от 21.01.2022 года), надлежащим образом извещенных, на основании информации, поступившей от УМВД России по г.Астрахани вх.N1010 от 09.02.2022 года, и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при:
1)заключении следующих контрактов N243 ЕП от 22.05.2020 года (ИКЗ: 202301604595830190100101750013822244), N283 ЕП от 16.06.2020 года (ИКЗ 202301604595830190100101750013822244), N197 от 28.04.2020 года, N205 от 08.05.2020 года, N292/1 от 20.07.2020 года (ИКЗ: 202301604595830190100100010000000000), N310/1 от 03.08.2020 года (ИКЗ: 202301604595830190100100010000000000); N172/1/223 от 02.04.2020 года;
2)проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" 1 - 4 классов ГБУЗ АО АМОКБ (номер извещения: 0125500000220000026), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 09.02.2022 года поступила информация УМВД России г.Астрахани о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Проведение внеплановой проверки назанчено на 16.02.2022 года в 15 часов 00 минут.
по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в составе:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя Заявителя УМВД России по г.Астрахани, надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астрахаснкой области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" - Курашовой Н.В. (действующая по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности Nб/н от 21.01.2022 года), надлежащим образом извещенных
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11:30 24.02.2022. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя Заявителя УМВД России по г.Астрахани, надлежащим образом извещенного, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астрахаснкой области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" - Котловой А.К. (действующая по доверенности Nб/н от 10.01.2022 года), Володина Е.Ю. (действующий по доверенности Nб/н от 21.01.2022 года), надлежащим образом извещенных.
Комиссия рассмотрела поступившую информацию, а также документы,предоставленные Закачзиком, провела внеплановую проверку и установила следующее.
1.Как следует из информации Заявителя, Заказчиком неправомерно заключены контракты по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контарктной системе.
Так, между Заказчиком и ООО "Эко-Баланс" на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключено 2 контракта на оказание услуг по утилизации медицинских отходов класса "В":
- от 22.05.2020 N 243ЕП на сумму 7 000 000,00 рублей, со сроком оказания услуг с 22.05.2020 по 31.12.2020;
- от 16.06.2020 N 283ЕП на сумму 9 000 000,00 рублей, со сроком оказания услуг с 16.06.2020 по 31.12.2020.
Как следует из обоснований заключения таких контрактов: "Контракты были заключены в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV".
Согласно нормам Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 9 Части 1 статьи 93 может осуществляться при необходимости оказания медицинской Помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы Предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (илй) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат Времени, нецелесообразно.
Как следует из совместного письма Минфина России, МЧС России, ФАС России от 03.04.2020, распространение новой коронавирусной Инфекции, вызванной 2019-nCoV, признано обстоятельством непреодолимой силы, в связи с чем заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации, Вправе осуществить на основании указанной нормы Закона закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) любых товаров, работ, услуг, требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, при условии наличия причинно- следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) для предупреждения чрезвычайной ситуации.
При проведении внеплановой проверки Заказчиком были представлены пояснения, согласно которым:
"Первый контракт в рамках пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" был заключен 22.05.2020 г N 243 ЕП. Необходимо учесть тот факт, что, ГБУЗ АО АМОКБ не могло предусмотреть, что количество медицинских отходов класса В будет возрастать в геометрической прогрессии.
В целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции ГБУЗ АО АМОКБ, так же в рамках пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, был заключен контракт N 283 ЕП от 16.06.2020 г. на оказание услуг по утилизации медицинских отходов классов "В".
Невозможность проведения процедуры электронного аукциона на тот момент была связана с тем, что данный вид закупки, в соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 20.07.2017 г. N 248-П "О порядке взаимодействия заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, с агентством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и о внесении изменений в постановление Правительства Астраханской области от 22.12.2016 N 462-П" (далее - постановление от 20 .07.2017 г. N 248-П) (действующий на момент закупки постановление признано утратившим силу с 08.07.2020 г.) должен был проводить уполномоченный орган, а именно агентством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области (далее - уполномоченный орган). Учитывая данный факт, сроки закупки в рамках электронного аукциона увеличиваются, так как в соответствии с подпунктом 2,2 Порядка взаимодействия заказчиков, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, с агентством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Астраханской области при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением от 20 .07.2017 г. N 248-П, уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня Поступления заявки подготавливает извещение об осуществлении закупки, разрабатывает документацию об электронном аукционе.
Учитывая, что между контрактами N 243 ЕП от 22.05.2020 г и N 283 ЕП от 16.06.2020 г 25 дней, из которых 16 рабочих, учитывая факт непредсказуемости поведения новой коронавирусной инфекции, был заключен контракт N 283 ЕП от 16.06.2020 г. на оказание услуги по утилизации медицинских отходов классов "В" в рамках пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
После заключения контракта ГБУЗ АО АМОКБ приступило к размещению электронных аукционов на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов класса "В, по итогам которых в последующем были заключены контракты от 372 А от 18.08.2020, N477 А от 16.11.2020, N 487 А от 25.11.2020, N 31 А от 02.02.2021 г.
Следует отметить, что процедура заключения контракта 372 А от 18.08.2020, который был заключён в рамках Закона N 44-ФЗ посредством электронного аукциона, заняла 32 дня.
Представленные ГБУЗ АО АМОКБ при проверке и размещенные в единой информационной системе в сфере закупок сведения и документы (акт N 53 от 04.06.2020, акт N 57 от 02.07.2020, акт N 66 от 13.07.2020) подтверждают пояснения заказчика:
- фактический срок завершения оказания услуг по контракту от 22.05.2020 N 243ЕП:
04.06.2020;
- фактический срок завершения оказания услуг по контракту ют 16.06.2020 N 283ЕП:
13.07.2020.
Таким образом, нарушения в действиях Заказчика требований Закона о контрактной системе при заключении контрактов N243ЕП от 22.05.2020, N 283ЕП от 16.06.2020 N 283ЕП на оказание услуг по утилизации медицинских отходов класса "В" отсутствуют.
2.На основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе между Заказчиком и ООО "Эко-Баланс" заключен ряд контрактов на услуги по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "В":
- N205 от 08.05.2020 года на сумму 299 950,00 рублей;
- N310/1 от 03.08.2020 года на сумму 599 850,00 рублей;
-N292/1 от 20.07.2020 года на сумму 599 850,00 рублей;
- N197 от 28.04.2020 года на сумму 299 950,00 рублей.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно письма ФАС России от 14.11.2019 года NИА/10041/19 в соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики выбирают способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе, путем проведения конкурентных процедур или осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Так, согласно пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при условии соблюдения лимитов объемов закупок, установленных указанными пунктами части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться на суммы до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей, а для отдельных заказчиков, указанных в пункте 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе - до шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
Ранее Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ.
При этом Закон N 94-ФЗ утратил силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.
Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.
Таким образом, неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно информации, предоставленной Заказчиком, совокупный годовой объем закупок на 2020 год составил 1 472 276 838,97 (один миллиард четыреста семьдесят два миллиона двести семьдесят шесть тысяч восемьсот тридцать восемь рублей девяносто семь копеек).
Из положения пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика.
10% от совокупного годового объема Заказчика составляет 147 227 683, 90 рублей (сто сорок семь миллионов двести двадцать семь тысяч шестьсот восемьдесят три тысячи рублей девяносто копеек).
Согласно информации, предоставленной Заказчиком, годовой объем закупок на 2020 год по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составил 12 000 000,00 (двенадцать миллионов рублей), что не превышает 10% от совокупного объема Заказчика.
Таким образом, нарушения в действиях Заказчика требований Закона о контрактной системе при заключении контрактов N205 от 08.05.2020 года, N310/1 от 03.08.2020 года, N292/1 от 20.07.2020 года, N197 от 28.04.2020 года на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "В" отсутствуют.
3.02.04.2020 года между ГБУЗ АО "АМОКБ" и ООО "Эко-Баланс" заключен договор N172/1/223 на оказание услуг на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса "В".
При этом, указанный договор заключен в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
4.Как слудет из информаии УМВД России по г.Астрахани действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" 1 - 4 классов ГБУЗ АО АМОКБ (номер извещения: 0125500000220000026) нарушают требования Закона о контрактной системе.
Проанализировав информацию, размещенную в единой информационной системе, Комиссией Управления нарушения требований Закона о контрактной не установлены.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1.Нарушения Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Александро-Мариинская областная клиническая больница" требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" системе при:
-заключении контрактов N243 ЕП от 22.05.2020 года (ИКЗ: 202301604595830190100101750013822244), N283 ЕП от 16.06.2020 года (ИКЗ 202301604595830190100101750013822244), N197 от 28.04.2020 года, N205 от 08.05.2020 года, N292/1 от 20.07.2020 года (ИКЗ: 202301604595830190100100010000000000), N310/1 от 03.08.2020 года (ИКЗ: 202301604595830190100100010000000000);
- проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по приему, транспортировке, утилизации и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" 1 - 4 классов ГБУЗ АО АМОКБ (номер извещения: 0125500000220000026) отсутствуют.
2. Предписание не выдавать.
Председатель Комиссии Потылицын П.Л.
Члены Комиссии Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 февраля 2022 г. N 030/06/93-262/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022