Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
заместитель председателя комиссии, ВрИО заместителя руководителя управления, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
При участии посредством видеоконферецсвязи: | ||
- Кузнецова М.М. |
|
представителя ГБОУ ДПО НИРО (доверенность от 24.02.2022), |
- Порхуновой В.В. |
|
представителя ГБОУ ДПО НИРО (доверенность от 24.02.2022). |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу индивидуального предпринимателя Круглова Евгения Юрьевича (далее также - ООО "ИП Круглов Е. Ю.", заявитель) на действия ГБОУ ДПО НИРО (далее также - заказчик) при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Шифр: 52-2022-нр5169 Поставка цифровых микроскопов для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2022 г.", номер извещения 0332200045922000001,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Шифр: 52-2022-нр5169 Поставка цифровых микроскопов для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2022 г.", номер извещения 0332200045922000001 (далее - электронный аукцион).
По мнению заявителя, действия заказчика не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя на заседании Комиссии отсутствовали. Доказательства надлежащего уведомления в материалах дела имеются.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений требований Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 16.02.2022 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ" - размещены извещение и документация электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 971 124,20 рублей.
2) По мнению заявителя, заказчик указал в извещении об осуществлении закупки дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара относящегося к радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а именно характеристики, указанные в пп. 1.9-1.39 Технического задания документации о закупке, которые отсутствуют в перечне характеристик из КТРУ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства N 145 от 08.02.2017 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с частью 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком производится закупка "Микроскоп цифровой" и используется код КТРУ: 26.51.61.110-00000005.
На заседании Комиссии установлено, что на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона (16.02.2022) версия кода КТРУ: 26.51.61.110-00000005 не содержала характеристики, указанные в пп. 1.9-1.39 Технического задания документации о закупке:
5. |
Информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
Код КТРУ: 26.51.61.110-00000005 "Микроскоп цифровой" |
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
3) По мнению заявителя, заказчиком не применен национальный режим, а именно ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, что противоречит статьи 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России при проведении проверки установлено, что в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что описание объекта закупки установлено заказчиком в части 4.1 документации "наименование и описание объекта закупки, условия контракта (РАЗДЕЛ II ИЗВЕЩЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ) ЧАСТЬ ДОКУМЕНТАЦИИ ОБ АУКЦИОНЕ".
Проанализировав документацию, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком, производится закупка радиоэлектронного оборудования.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что у заказчика имелась обязанность установить ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Вместе с тем, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 42, частей 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
4) Кроме того, в ходе внеплановой проверки, Комиссией Нижегородского УФАС установлено, что согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что документация закупки размещена в формате PDF, без возможности копирования текста, что не позволяет потенциальным участникам закупки сформировать свое предложение и заявку.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе аукционная документация размещена в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе и ограничивает количество участников закупки.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в рассматриваемом случае нарушены требования части 4 статьи 4, частей 1, 3 статьи 14, части 6 статья 23, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России допущенные заказчиком нарушения, в рассматриваемом случае, не повлияли на результаты определения поставщика, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ИП Круглова Евгения Юрьевича на действия ГБОУ ДПО НИРО при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "Шифр: 52-2022-нр5169 Поставка цифровых микроскопов для создания и обеспечения функционирования центров образования естественно научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах в рамках федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование" в Нижегородской области в 2022 г.", номер извещения 0332200045922000001, обоснованной в части нарушения требований части 6 статьи 23, части 1 статьи 42, частей 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 4 статьи 4, частей 1,3 статьи 14, части 6 статьи 23, части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии О.Ю. Швецовой
Члены комиссии А.В. Воронков
М.В. Ветров
Исп.Ветров М.В.
тел.8(499) 755-23-23
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 1 марта 2022 г. N 052/06/105-480/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2022