Резолютивная часть решения объявлена 22.02.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.02.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии:
Вохменцев А.С. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителя Заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" (далее - ФКУ "ИК-6 УФСИН России по Курганской области", Заказчик) Кичатовой К.М. (на основании доверенности N 8 от 22.02.2022 г.),
в отсутствии Заявителя - Индивидуального предпринимателя Ардашировой Оксаны Николаевны (далее - ИП Ардаширова О.Н., Заявитель) о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в единой информационной системе (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил.
21.02.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило ходатайство (вх. N ЭП-644) от ИП Ардашировой О.Н. о рассмотрении жалобы в отсутствии Заявителя,
рассмотрев жалобу ИП Ардашировой О.Н. на действия Заказчика - ФКУ "ИК-6 УФСИН России по Курганской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку гвоздей строительных 70*3,0 (извещение N 0343100004722000026) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17.02.2022 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступила жалоба ИП Ардашировой О.Н (вх. N ЭП-616) на действия Заказчика - ФКУ "ИК-6 УФСИН России по Курганской области" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку гвоздей строительных 70*3,0 (извещение N 0343100004722000026).
Заявитель полагает, что Заказчиком нарушены положения Закона о контрактной системе, а именно установлены излишние требования к участникам аукциона по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В приложении N 4 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в разделе 2 "Информация и документы об участнике закупки" в пункте 2.2 указаны документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст. 31 Закона: в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 закона N 99-ФЗ от 04.05. 2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" - Лицензия на оказание медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по следующим видам работ: медицинский осмотр (предварительный, периодический), экспертиза профессиональной пригодности.
Просит приостановить определение подрядчика (исполнителя по закупке), провести внеплановую проверку действий Заказчика на предмет соответствия действий Заказчика требованиям законодательства РФ, отменить протокол проведения аукциона (извещение N 0343100004722000026).
Представитель Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной.
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России пояснил, что 11.02.2022 г. Заказчиком размещено извещение N 0343100004722000026 о проведении электронного аукциона на поставку гвоздей строительных 70*3,0.
15.02.2022 г. в адрес Заказчика поступил запрос на разъяснения аукционной документации о предоставлении лицензии на оказание медицинской деятельности.
Согласно письменным возражениям, Заказчик считает, что данный текст запроса составлен не совсем корректно, отсутствует ссылка и полное наименование документа, требующего разъяснений.
Заказчик полагал, что в запросе на разъяснения аукционной документации речь идет об электронной версии извещения, в котором установлены единые требования, предъявляемые к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В связи с этим был дан ответ о том, что при применении конкурентных способов, Заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки.
Наличие дополнительных требований в виде лицензии на оказание медицинской деятельности в закупке на поставку гвоздей 70*3,0, не устанавливались.
В приложении N 4 к извещению о проведении аукциона в электронной форме "Требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" ошибочно включена информация о лицензии, необходимость предоставления которой не предполагалась.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что 11.02.2022 г. на официальном сайте ЕИС в сети Интернет опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку гвоздей строительных 70*3,0 (извещение N 0343100004722000026).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 95 752 рублей 50 копеек.
Заказчиком является: Федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Согласно сведениям из ЕИС 16.02.2022 г. Заказчиком размещен ответ на запрос о разъяснении положений извещения об осуществлении закупки, который поступил в адрес Заказчика 15.02.2022 г.
Указанный запрос был сформирован ИП Ардашировой О.Н. через электронную торговую площадку (ЭТП) о том, что Заказчиком в Требованиях к составу Заявки указана лицензия на оказание медицинской деятельности, а объектом закупки являются гвозди строительные.
Кроме того, ИП Ардашировой О.Н. поставлен вопрос: установлено или нет требование о соответствии пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в данной закупке. "Если не установлено, просьба убрать это требование из требований к составу заявки".
Как следует из ответа Заказчика, размещенного в ЕИС: "В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Руководствуясь данным положение, Заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки.
По вопросам технической возможности подтверждения соответствия вышеуказанным требованиям, рекомендуем обратиться к оператору электронной площадки."
21.02.2022 г. Заказчиком в ЕИС размещен протокол N 0343100004722000026-2, в соответствии с которым на участие в электронном аукционе было подано 5 заявок, все заявки участников были допущены аукционной комиссией Заказчика до аукциона.
21.02.2022 г. Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0343100004722000026) от 21.02.2022 г., в соответствии с которым по результатам электронной процедуры контракт заключается с участником с идентификационным номером заявки 185.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что аукцион в электронной форме на поставку гвоздей строительных 70*3,0, состоялся, победитель аукционной комиссией Заказчика определен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, а также информацию и документы размещенные в ЕИС Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно, статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона;
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Как установлено Комиссией Курганского УФАС России начальником ФКУ "ИК-6 УФСИН России по Курганской области" 10.02.2022 г. утверждено извещение на право заключить государственный контракт на поставку гвоздей строительных 70*3,0 для нужд ФКУ ИК-6.
К данному извещению прикреплен перечень необходимых документов:
Приложение 1: Обоснование НМЦК.
Приложение 2: Описание объекта закупки.
Приложение 3: Проект контракта.
Приложение 4: Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению.
Часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
11.02.2022 г. Заказчиком размещено извещение (N0343100004722000026) на поставку гвоздей строительных 70*3,0 в ЕИС.
В соответствии с положениями части 2 статьи 42 в составе извещения размещены следующие документы:
Приложение N 1: Обоснование НМЦК1.
Приложение N 2: Проект государственного контракта.
Приложение N 3: Описание объекта закупки.
Приложение N 4: Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению.
Извещение о проведении закупки (текстовый документ).
В соответствии с положениями статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
1.1. Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.
2. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
3. Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
5. Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
6. Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
7. Указанные в настоящей статье требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, неотъемлемой частью извещения о проведении электронного аукциона является документ, который содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Как следует из анализа извещения ФКУ "ИК-6 УФСИН России по Курганской области" об объявлении аукциона в электронной форме на поставку строительных гвоздей 70*3,0, размещенного в ЕИС, Заказчиком установлены требования к участникам закупки по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В разделе 2 Информация и документы об участнике закупки пункт 2.2 изложен в следующей редакции: "Документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст. 31 Закона: в соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 закона N 99-ФЗ от 04.05. 2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" - Лицензия на оказание медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по следующим видам работ: медицинский осмотр (предварительный, периодический), экспертиза профессиональной пригодности".
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России делает вывод о том, что Заказчиком установлено требование к потенциальным участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, которое выражено в обязанности участников аукциона в составе заявки представить лицензию на оказание медицинской деятельности.
Однако, часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, прямо указывает, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
Кроме того, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Кроме того, частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании изложенного, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
Вместе с тем исходя из того, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у участника рынка, осуществляющего поставку строительных материалов, в том числе гвоздей, лицензии на оказание медицинской деятельности, установление указанного требования к участникам закупки не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Введение данного требования к участникам закупки, ограничивает количество участников аукциона в электронной форме.
Данное требование, установленное Заказчиком в извещении на поставку строительных гвоздей 70*3,0, нарушает положения части 6 статьи 31, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России признает довод жалобы Заявителя обоснованным.
Часть 4 статьи 42 Закона о контрактной системе гласит, что Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются.
Вместе с тем, как установлено Комиссией Курганского УФАС России в адрес Заказчика 15.02.2022 г. поступил запрос на разъяснения установлено ли Заказчиком требование по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (наличие лицензии на оказание медицинской деятельности).
Кроме того, участником рынка было предложено Заказчику убрать названное требование к участникам аукциона в электронной форме.
Однако, как следует из письменных возражений, представленных в материалах дела, Заказчик посчитал, что текст запроса составлен не совсем корректно, отсутствует ссылка и полное наименование документа, требующего разъяснений.
Заказчик полагал, что в запросе на разъяснения речь идет об электронной версии извещения, в котором установлены единые требования, предъявляемые к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В связи с этим был дан ответ о том, что при применении конкурентных способов, Заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки.
Наличие дополнительных требований в виде лицензии на оказание медицинской деятельности в закупке на поставку гвоздей 70*3,0, не устанавливались.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что не по собственной инициативе, ни после поступления запроса на разъяснения требований к участникам аукциона на поставку строительных гвоздей 70*3,0, Заказчиком изменения ни в извещение, ни в электронные документы, являющиеся его неотъемлемой частью, не вносились.
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что при оценке заявок участников аукциона в электронной форме на поставку строительных гвоздей 70*3,0 (извещение N 0343100004722000026) аукционная комиссия Заказчика должна была рассматривать заявки с учетом всех требований, установленных извещением о проведении электронного аукциона.
Согласно части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В соответствии с приведенной в части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе, нормой участники электронного аукциона на поставку строительных гвоздей 70*3,0 (извещение N 0343100004722000026) должны были представить в составе заявки копию лицензии на оказание медицинской деятельности, поскольку данное требование установлено Заказчиком.
В силу части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Заказчиком по запросу Комиссии Курганского УФАС России представлены заявки на участие в данном аукционе.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0343100004722000026) размещен Заказчиком в ЕИС 21.02.2022 г.
Из анализа протокола подведения итогов определения поставщика, а также заявок участников электронного аукциона, представленных представителем Заказчика на заседание Комиссии Курганского УФАС России, следует, что для участия в аукционе в электронной форме на поставку строительных гвоздей 70*3,0, было подано 5 заявок.
Заявкам участников электронного аукциона присвоены идентификационные номера: 185, 16, 162, 108, 166.
Комиссия Курганского УФАС России изучив заявки участников электронного аукциона на поставку строительных гвоздей 70*3,0, пришла к выводу, что ни одним из участников рассматриваемого аукциона в составе заявки на участие не представлены документы или их копии, свидетельствующие о наличии у участников закупки лицензии на оказание медицинской помощи.
Таким образом, в нарушение требований, установленных Заказчиком в пункте 2.2 Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению, ни одним из участников рассматриваемого аукциона не представлены документы, подтверждающие наличие лицензии на оказание медицинской деятельности.
Действия аукционной комиссии Заказчика при оценке заявок участников аукциона в электронной форме, описывает часть 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, которая гласит, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Кроме того, часть 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливает, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.02.2022 г. аукционная комиссия Заказчика признала заявки всех участников электронного аукциона соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии Курганского УФАС России пояснила, что аукционная комиссия Заказчика при рассмотрении и оценке заявок участников электронного аукциона на поставку строительных гвоздей 70*3,0, не учитывала наличие или отсутствие в составе заявок сведений о лицензии на оказание медицинской деятельности, несмотря на то, что такое требование установлено в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (пункт 2.2).
Часть 2 статьи 12 Закона о контрактной системе, предусматривает, что должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В результате проведения внеплановой проверки вышеуказанной закупки, Комиссией Курганского УФАС России установлены нарушения требований действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что аукционной комиссией Заказчика в нарушение требований подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не проведена оценка заявок участников аукциона в электронной форме на поставку строительных гвоздей 70*3,0 (извещение N 0343100004722000026) на соответствие требованиям, установленным Заказчиком к участникам данного аукциона.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Ардашировой О.Н. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" нарушения пункта 3 части 2 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении излишних требований к участникам аукциона в электронной форме.
3. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика - Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении порядка рассмотрения и оценки заявок участников электронного аукциона аукционной комиссией Заказчика.
4. Выдать Заказчику - Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области" предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя комиссии |
_________________ / И.М. Стрижова |
Члены комиссии: |
_________________ / А.С. Вохменцев |
|
_________________ / М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 28 февраля 2022 г. N 05-02/12-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022