Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.02.2022 N 74 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ТТ" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; при участии представителя заказчика - Государственного учреждения - Белгородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) (доверенность от 10.03.2021 N 19), (доверенность от 25.10.2021 N 59), в отсутствие представителей заявителя - ООО "ТТ" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 031/06/105-97/2022 по жалобе ООО "ТТ" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2022 году" (закупка N 0226100001022000002) (далее - Открытый конкурс в электронной форме), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ТТ" на положения извещения о проведении Открытого конкурса в электронной форме.
В жалобе заявитель указывает на неправомерные действия заказчика, выразившиеся, по его мнению, в нижеследующем.
Из жалобы следует, что в критериях и порядке оценки заявок на участие в электронном конкурсе на выполнение работ по изготовлению протеза нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2022 году Заказчик установил показатели оценки финансовых ресурсов не в соответствии с утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил возражение на доводы, изложенные в жалобе, просит жалобу признать необоснованной.
Представитель заказчика на заседании Комиссии поддержал доводы, изложенные в возражении на жалобу, считает жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ТТ", представленное возражение, заслушав доводы участвующих лиц приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 31.01.2022 размещено извещение о проведении Открытого конкурса в электронной форме.
Объект закупки - Выполнение работ по изготовлению протеза нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2022 году.
Начальная (максимальная) цена контракта - 482 856,67 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ТТ" контракт по результатам Открытого конкурса в электронной форме не заключен.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснили следующее.
На участие в Открытом конкурсе в электронной форме подано 4 заявки от участников закупки.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявки на участие в закупке N 0226100001022000002 от 18.02.2022 к участию в Открытом конкурсе в электронной форме допущены 3 участника закупки.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалиды имеют право за счет средств федерального бюджета на бесплатное получение технических средств реабилитации (далее - ТСР), состав которых определен Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона N 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрен Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила).
В соответствии со статьей 4 Закона N 125-ФЗ одним из принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию, одним из видов которого является изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов согласно статьи 8 Закона N 125-ФЗ.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N125-ФЗ Отделение обязано своевременно осуществлять обеспечение по страхованию.
Согласно пункту 34 главы 6 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 оплата расходов на изготовление, ремонт и замену протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт осуществляется страховщиком на основании государственных контрактов, заключаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с расположенными на территории Российской Федерации организациями (индивидуальными предпринимателями).
Согласно Правилам обеспечение инвалида техническим средством реабилитации, рекомендованной в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, конструкции осуществляется бесплатно организацией, отобранной территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида.
Таким образом, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется после проведения закупок на основании Закона N 44-ФЗ, заключения государственных контрактов и в пределах средств, поступающих из федерального бюджета.
С целью исполнения указанной обязанности Заказчиком объявлен Конкурс в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза нижних конечностей для обеспечения инвалида в 2022 году.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением N 2604.
Согласно пункту 1 Постановления N 2604 Правительство Российской Федерации утвердило прилагаемое Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки применены следующие показатели оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что по показателю "наличие у участников закупки финансовых ресурсов", на который жалуется Заявитель, Заказчик будет оценивать финансовые ресурсы участника закупки, а именно: стоимость чистых активов, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора. К оценке принимаются бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный год с отметкой о принятии налоговым органом.
Кроме того, определение стоимости чистых активов будет производиться в порядке, утвержденным Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н.
В силу пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
Вместе с тем, Положением не определен перечень документов, по которым Заказчик может оценивать показатель "наличие у участников закупки финансовых ресурсов".
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 402-ФЗ годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных Законом N 402-ФЗ, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.
В силу пунктом 11 статьи 13 Закона N 402-ФЗ в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ все налогоплательщики (за исключением религиозных организаций и предоставляющих отчетность в Банк России) обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом N 402-ФЗ.
Таким образом, требования для оценки показателя "наличие у участников закупки финансовых ресурсов", являются объективными, в равной мере применяются ко всем участникам закупки, позволяют выявить лучших из предложенных участниками закупки условий исполнения контракта и не приводят к ограничению конкуренции.
Действующим законодательством не предусмотрены требования для оценки показателя "наличие у участников финансовых ресурсов". Таким образом, Заказчик вправе определять перечень документов по которым будет оценивать данный показатель самостоятельно, что позволит получить дополнительные гарантии исполнения контракта.
Учитывая изложенное выше, Комиссия приходит к выводу о том, что оценочные показатели установлены в полном соответствии с Положением к Постановлению N 2604.
Критерии оценки показателя "наличие у участников закупки финансовых ресурсов", установленные Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не препятствуют участию Заявителя в Конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки. На итоговый рейтинг повлияет совокупная значимость всех критериев оценки.
Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение конкуренции.
Критерии оценки обоснованы и разумны, если учитывать, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются инвалиды, для которых важное значение имеет, что работы по изготовлению протезов нижних конечностей осуществляет квалифицированный участник закупки, обладающий соответствующим опытом.
Таким образом, вывод заявителя, об установлении заказчиком незаконных требований, ограничивающих права ООО "ТТ" на участие в конкурсе и установление показателя оценки финансовых ресурсов не в соответствии с Постановлением N 2604, является необоснованным. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявлении в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции. Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Вместе с тем, представитель заявителя на заседание Комиссии не явился, документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности доводов жалобы не представил.
В силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В материалы жалобы, а также на заседание Комиссии заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов, а также свидетельствующих об обоснованности доводов жалобы ООО "ТТ".
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
С учетом вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ООО "ТТ".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 февраля 2022 г. N 031/06/105-97/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2022