Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.02.2022 N 77 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО НИЦ "Башкортостан" (далее - Комиссия), при участии представителей: заказчика МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Старооскольского городского округа", заинтересованного лица МКУ Старооскольского городского округа "Центр бухгалтерского обслуживания", уполномоченного учреждения МКУ "УМЗ Старооскольского городского округа, заявителя ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН", рассмотрев материалы дела N 031/06/105-101/2022 по жалобе ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" на положения извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения (закупка N 0826300021022000086) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Электронном аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе заявитель указал, что в нарушение законодательства о контрактной системе в извещении об Электронном аукционе не установлены ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), так как в рамках выполнения работ осуществляется поставка товара, передаваемого в собственность заказчика.
Так, в ЕИС заказчик разместил локальный сметный расчет N 02-01-01 в разделе 1 которого, указано необходимое к поставке оборудование, содержащееся в Перечне, утвержденном Постановлением N878.
Таким товаром, по мнению заявителя, являются мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных, устройства автоматической обработки данных прочие, средства связи, выполняющие функцию систем коммутации, аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами прочая, не включенная в другие группировки, устройства приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные, приборы управления, приемно-контрольные и оповещатели охранные и охранно-пожарные, части устройств охранной или пожарной сигнализации и аналогичной аппаратуры, видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения, мониторы, не предназначенные специально для использования в качестве периферийного оборудования, имеющими код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 соответственно, 26.20.17, 26.20.3, 26.30.11.110, 26.30.11.190, 26.30.50.112, 26.30.50.114, 26.30.60, 26.40.33, 26.40.34.110.
Кроме того, заявитель направил дополнение к жалобе, в котором заявитель указал, что в реестре присутствует товар - Система видеонаблюдения с компьютерным зрением "ORWELL 2K", реестровая запись РЭ-2603/20.
Заказчик, уполномоченное учреждение представили возражения на жалобу ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к жалобе.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в представленных возражениях на жалобу ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН", считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН", возражения заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 09.02.2022 размещены извещение о проведении Электронного аукциона.
Объект закупки - выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 877 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО НИЦ "Башкортостан" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1. В части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе содержится законодательный запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письму Минэкономразвития России от 18 апреля 2016 года N Д28и-1033 заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Из пояснений представителей заказчика и уполномоченного учреждения следует, что согласно извещению о проведении Электронного аукциона объектом закупки являются работы по монтажу системы видеонаблюдения. При этом заказчик самостоятельно определяет код ОКПД 2 с учетом специфики закупки в области применения, а именно: 43.21.10.290 "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки".
Работы, являющиеся объектом закупки, комплексные работы, обеспечивающие визуальный контроль обстановки на улицах и перекрестках с передачей видеоинформации на серверы аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
При выполнении указанного комплекса работ подрядчик обязан не только установить, но и настроить оборудование, обеспечить каналы связи для передачи информации и подключить к электросетям устанавливаемое оборудование, а также согласовать все необходимые для проведения работ действия с энергосетями, сторонними сетями передачи информации, владельцами опор и сооружений, задействованными в построении системы.
Кроме того, из пояснений заказчика и уполномоченного учреждения следует, что для того, чтобы закупка соответствовала нормам Постановления N 878 заказчику необходимо разделить все оборудование, входящее в состав комплекса системы видеонаблюдения на несколько закупок:
1. Поставка товара, входящего в Перечень ПП РФ N878
2. Поставка товара, не входящего в Перечень ПП РФ N878
3. Выполнение работ по монтажу данного оборудования (но не целой системы, что необходимо Заказчику).
Указанное разделение приведет к недостижению цели закупки, и как следствие, необоснованному расходованию бюджетных средств.
При указанных обстоятельствах объектом исследуемой закупки могут являться либо работы, либо услуги по внедрению (монтажу, установке и т.д.) комплекса.
Учитывая изложенное выше, заказчиком составлена сметная документация.
Сметная документация по объекту закупки (Локальный сметный расчет (смета N 02-01-01) состоит из следующих разделов:
- Раздел 1: оборудование;
- Раздел 2: монтаж.
При этом в силу пункта 5.1. проекта контракта Заказчик назначает представителей осуществлять приемку выполненных работ, производить контроль за соблюдением сроков, объемов и качества выполненных работ, а также осуществлять проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям настоящего Контракта, Локальному сметному расчету (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Из пункта 5.4. проекта контракта следует, что к документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3). При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в документе о приемке.
Аналогичные требования содержатся в пункте 4 Технического задания.
Учитывая Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", положение об учетной политике муниципального казенного учреждения "Управление по делам ГО и ЧС" Старооскольского городского округа Белгородской области, и в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 года N 257 "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее СГС "Основные средства"), приобретаемое имущество включается в состав основных средств, по решению комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов. В составе основных средств учитывается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев, которое считается активом и предназначено для постоянного использования (п. 7 СГС "Основные средства") (копии документов представлены в материалы дела).
Система видеонаблюдения является объектом основных средств и подлежит бухгалтерскому учету как единый комплекс конструктивно-сочлененных предметов (п. 10 СГС "Основные средства"). Комплекс конструктивно-сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Данная система объединяет комплекс конструктивно-сочлененных предметов, предназначенных для выполнения определенной работы и ей присваивается один инвентарный номер. На каждый объект основных средств в регистрах бухгалтерского учета формируется инвентарная карточка (форма по ОКУД 0504031), в которой отображаются все составляющие основного средства с указанием их характеристик.
Кроме того, представители заказчика пояснили, что финансовые средства на монтаж системы видеонаблюдения в смете по МКУ "Управление по делам ГО и ЧС городского округа" на 2022 год предусмотрены по бюджетной классификации: КФСР-0314, КЦСР-0120222100, КВСР-850, КВР-244, КОСГУ -310, Доп ЭК - 3100304, с целью постановки на учет в комплексе, руководствуясь пунктами 11.1 Пор ядка применения КОСГУ N209н, пункта 48.2.4.4 Порядка применения КБК N 85 н и Письма Минфина России от 29.01.2019 N 02-06-10/5107.
Доказательства тому, что созданные в результате выполнения работ объекты, отвечающие условиям отнесения объектов к основным средствам, будут приняты к учету как единый комплекс в состав основных средств по Акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101), заказчиком представлены в материалы дела.
Таким образом, товар, поименованный заявителем, не будет приниматься к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", то есть не является поставляемым.
Учитывая изложенное выше, и, исходя из специфики выполнения работ, предусмотренных сметной документацией, заказчиком применен код ОКПД2 43.21.10.290 "Работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки", который, по мнению заказчика, максимально объективно описывает объект закупки.
При этом представитель заявителя не оспаривает правильность выбора заказчиком кода ОКПД2.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что в действиях заказчика не усматриваются нарушения Закона о контрактной системе в части выбора позиции ОКПД 2.
Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Код ОКПД2 43.21.10.290 не включен в Перечень.
Таким образом, у заказчика не возникает обязанность по применению Постановления N878 при проведении закупки.
При указанных обстоятельствах доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
2. Вместе с тем, из части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
При этом в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Учитывая изложенное выше, включение локального сметного расчета в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 , части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, описание объекта закупки содержится в локальном сметном расчете, размещенном заказчиком в ЕИС.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 1 статьи 43 предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
Из пункта 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе следует, что при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Учитывая изложенное выше, у заказчика отсутствует право требовать у участника закупки характеристики используемого товара.
Вместе с тем, из пункта 2.1 раздела 2 Предложение участника закупки в отношении объекта закупки Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению Приложения 1 к извещению о проведении Электронного аукциона Заявка на участие в закупке должна содержать, в том числе характеристики предлагаемого участником закупки товара, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, соответствующие показателям, установленным в Требованиях к товарам, поставляемым при выполнении работ (Приложение N 2 к извещению о проведении электронного аукциона. Техническая часть), товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Заказчик, установив такое требование к содержанию заявки на участие в Электронном аукционе, нарушил требования пункта 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
3. Как указано выше, заявитель направил в Белгородское УФАС России дополнение к рассматриваемой жалобе. Из дополнения к жалобе следует, что в реестре присутствует товар Система видеонаблюдения с компьютерным зрением "ORWELL 2K" (реестровая запись РЭ-2603/20).
При этом заявитель отмечает, что видеокамеры, включенные в реестр производителем ООО НИЦ "Технологии", имеет интеграцию с установленной системой у Заказчика на базе Trassir, производителем которой является Компания ООО "ДССЛ".
В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014, по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
Вместе с тем, ни жалоба ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН", ни дополнение к данной жалобе не содержат приложения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о комплектности Системы видеонаблюдения с компьютерным зрением "ORWELL 2K" (реестровая запись РЭ-2603/20) необходимой для заказчика, а также возможности интеграции данной системы с ранее созданной системой.
Самостоятельная оценка комплектности Системы видеонаблюдения с компьютерным зрением "ORWELL 2K" (реестровая запись РЭ-2603/20) с точки зрения достаточности для заказчика, а также возможности интеграции данной системы с ранее созданной системой в условиях отсутствия специальных познаний находится за пределами компетенции Комиссии.
Таким образом, на основании вышеуказанного Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода, содержащегося в дополнении к жалобе.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИЦ "БАШКОРТОСТАН" необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 1 марта 2022 г. N 031/06/105-101/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2022