Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 24.02.2022 N 98 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "АРХГЕОПРОЕКТ" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - МКУ "УКС Шебекинского городского округа", уполномоченного учреждения МКУ "Управление муниципальных закупок Шебекинского городского округа", представителя заявителя - ООО "АРХГЕОПРОЕКТ", рассмотрев материалы дела N 031/06/105-121/2022 по жалобе ООО "АРХГЕОПРОЕКТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона "Выполнение археологических работ (археологические раскопки) на объекте археологического наследия "Вознесеновка селище-2", попадающего в зону строительства объекта: "Строительство детского сада на 99 мест, с. Вознесеновка Шебекинского городского округа Белгородской области"" (N закупки 0826600006322000051) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "АРХГЕОПРОЕКТ" на положения извещения при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что аукционная комиссия неправомерно отклонила заявку заявителя от участия в закупке по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Заказчик представил возражение на жалобу ООО "АРХГЕОПРОЕТ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласен.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, содержащиеся в жалобе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в возражении заказчика на жалобу, просят признать жалобу ООО "АРХГЕОПРОЕТ" необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "АРХГЕОПРОЕТ", возражения заказчика и уполномоченного учреждения, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 10.02.2022 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона.
Объект закупки - "Выполнение археологических работ (археологические раскопки) на объекте археологического наследия "Вознесеновка селище-2", попадающего в зону строительства объекта: "Строительство детского сада на 99 мест, с. Вознесеновка Шебекинского городского округа Белгородской области"".
Начальная (максимальная) цена контракта - 11 109 702,00 рубля.
На момент рассмотрения жалобы ООО "АРХГЕОПРОЕТ" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826600006322000051 от 18.02.2022 аукционной комиссией в отношении заявки с порядковым номером 1 принято решение об отклонении заявки от участия в закупке по следующим основаниям: Заявка на участие закупке подлежит отклонению по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ (несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ), а именно: предоставленный участником закупки договор в качестве опыта, связанного с предметом контракта, не соответствуют требованиям постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 (пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ.
Такое решение аукционной комиссии является неправомерным по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Согласно Пункту 1 Раздела 1 Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов - наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)
Комиссией установлено, что извещение о проведении Электронного аукциона содержит вышеуказанные дополнительные требования.
В силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Из пояснений заказчика следует, что заявка заявителя была отклонена по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с тем, что им в качестве подтверждения опыта был представлен договор, предмет которого не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Кроме того, во всех представленных заявителем Актах сдачи-приемки выполненных работ к Заявке, указанная дата (в частности год) не согласуется с годом даты договора.
Комиссией установлено, что заявителем в качестве подтверждения опыта были представлены следующие копии документов:
1. Акта N 1 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
2. Акта N 2 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
3. Акта N 3 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
4. Акта N 4 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
5. Акта N 5 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
6. Акта N 6 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
7. Акта N 7 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
8. Акта N 8 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
9. Акта N 9 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
10. Акта N 10 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
11. Акта N 11 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
12. Акта N 11 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
13. Акта N 12 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
14. Акта N 13 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
15. Акта N 14 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
16. Акта N 27 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
17. Акта N 28 сдачи приемки выполненных работ от 15 июля 2021 года к Заявке N039/2021-1 от 15 июля 2021 года по договору N039/2021-1 от 15 июля 2020 года.
18. Письма от 15 февраля 2022, подписанное генеральным директором ООО "АРХГЕОПРОЕТ".
19. Заявки N039/2021-1 к договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года.
20. Технического задания (Приложение N1 к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года).
21. Протокола согласования договорной цены (Приложение N2 к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года).
22. Сметы N1 (Приложение к Сводной смете к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года).
23. Сметы N2 (Приложение к Сводной смете к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года).
24. Сметы N3 (Приложение к Сводной смете к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 год).
25. Сметы N4 (Приложение к Сводной смете к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года).
26. Сметы N5 (Приложение к Сводной смете к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года).
27. Сводной сметы к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года.
28. Календарного план работ (Приложение N3).
29. Договора N039/2021 от 05 июля 2021 года с приложениями.
Представитель заявителя считает, что основания по отклонению аукционной комиссией заявки общества на участие в закупке, указанные в протоколе от 18.02.2022, являются неправомерными в связи со следующим.
Исследуемый договор по своему содержанию является рамочным, заключение которого предусмотрено статьей 429.1 Гражданского кодекса, из которой следует, что Рамочным договором (договором с открытыми условиями) признается договор, определяющий общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, которые могут быть конкретизированы и уточнены сторонами путем заключения отдельных договоров, подачи заявок одной из сторон или иным образом на основании либо во исполнение рамочного договора (часть 1 названной статьи).
К отношениям сторон, не урегулированным отдельными договорами, в том числе в случае незаключения сторонами отдельных договоров, подлежат применению общие условия, содержащиеся в рамочном договоре, если иное не указано в отдельных договорах или не вытекает из существа обязательства (часть 2 названной статьи).
Согласно разделу "Термины и определения" Договора N039/2021-1 от 05 июля 2021 года результатом работ являются результаты инженерных изысканий, археологических исследований, проектная, рабочая иная техническая документация, выполненная в соответствии с заданием и иными условиями договора.
Согласно разделу 5 Технического задания (Приложение N1 к Заявке на выполнение Работ N039/2021-1 от 05 июля 2021 года к Договору N039/2021-1 от 05 июля 2021 года) цель работ - выполнение спасательных археологических полевых работ на земельных участках, в границах которого расположены объекты культурного наследия (памятник археологии) с получением разрешений государственного органа охраны объектов культурного наследия о возможности строительства и производства работ на территориях, в границах которых выделены спасательные археологические полевые работы.
Кроме того, из вышеперечисленных Актов сдачи приемки выполненных работ следует, что выполняемые работы имеют наименование - выполнение комплекса мероприятий по обеспечению сохранности объектов археологического наследия.
Таким образом, объект Электронного аукциона согласуется с объектом работ, содержащихся в Договоре N039/2021-1 от 05 июля 2021 года.
Кроме того представитель заявителя, в отношении того, что во всех вышеуказанных Актах сдачи-приемки выполненных работ к Заявке указанная дата (в частности год) к заявке не согласуется с годом даты договора пояснила следующее.
Указание ненадлежащего года в исследуемых Актах сдачи приемки выполненных работ является опечаткой.
При этом сослалась на статью 431 Гражданского кодекса РФ, согласно которой при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи, последующее поведение сторон.
Считает, что несовпадение дат с учетом наличия имеющихся документов с фактической датой не является основанием для иных выводов.
В подтверждение представила в материалы дела Постановление Арбитражного суда Западного-Сибирского округа от 7 декабря 2021 года по делу NА-45-4253/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-западного округа от 11.02.2021 по делу NА05-14479/2012, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 09.02.2022 по делуNА09-12102/2020.
При указанных обстоятельствах Комиссия не может согласиться с решением аукционной комиссии, выразившемся в отклонении заявки на участие в закупке по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, так как считает, что обществом подтвержден опыт работы в соответствии с позицией 1 Раздела 1 Постановления N2571.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "АРХГЕОПРОЕТ" обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика, уполномоченного учреждения нарушения пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 3 марта 2022 г. N 031/06/105-121/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2022