Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), на основании Приказа УФАС по РС (Я) N 2 от 10.01.2022 года, в составе:
<_>. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
<_>.- заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена комиссии;
<_>.- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Якутский республиканский онкологический диспансер" (далее - ГБУ РС (Я) "ЯРОД", заказчик): <_>., <_>.. (представители по доверенностям);
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Доступная среда" (далее - ООО "Доступная среда", заявитель): <_>. (представитель по доверенности);
уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): <_>. (представитель по доверенности);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "Доступная среда" на действия (бездействия) заказчика ГБУ РС(Я) "ЯРОД" при проведении электронного аукциона на поставку беспроводной системы вызова помощника для нужд ГБУ РС(Я) "ЯРОД" (извещение N 0816500000622000882), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Доступная среда" на действия заказчика.
Из сути жалобы ООО "Доступная среда" следует, что:
1. Установлено неоднозначное требование по позиции 1.4. Описания объекта закупки, а также отсутствуют в строках 1-1.5 требуемые значения.
2. В пунктах 1.7-1.9 Описания объекта закупки отсутствует обоснования включение характеристик, установленных заказчиком, вместе с тем установлено торговое наименование необходимого аналогичного оборудования без указания необходимых характеристик, позволяющих участнику закупки определить потребность заказчика.
3. В пункте 1.15 Описания объекта закупки заказчик установил определенный тип клавиш, чем ограничил участников закупки.
4. Инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика и уполномоченного учреждения пояснили, что с жалобой заявителя не согласны.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Доступная среда" частично обоснованной на основании следующего.
Довод жалобы заявителя о том, что установлено неоднозначное требование по позиции 1.4. Описания объекта закупки, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе РФ, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описанием объекта закупки установлено в том числе следующее:
N п/п |
Наименование и характеристики товара |
Значение по позиции КТРУ |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Кол-во товара |
Код позиции КТРУ |
Требуемое значение |
Обоснование использования дополнительных характеристик |
1. |
Беспроводная система вызова помощника |
|
|
комплект |
1 |
27.90.10.000-00000005 |
|
|
1.1. |
Дальность передачи сигнала |
|
метр |
|
|
|
|
|
1.2. |
Количество беспроводных кнопок вызова в комплекте |
|
штука |
|
|
|
|
|
1.3. |
Комплект |
Приемник сигнала |
|
|
|
|
|
|
1.4. |
Наличие функции голосовой связи между приемником сигнала и каждой беспроводной кнопкой вызова |
Нет |
|
|
|
|
|
|
1.5. |
Наличии функции регулировки громкости |
Да |
|
|
|
|
|
|
Комиссия Якутского УФАС России установила, что в строке пункта 1.4 описания объекта закупки установлено: Наименование и характеристики товара - "Наличие функции голосовой связи между приемником сигнала и каждой беспроводной кнопкой вызова", Значение по позиции КТРУ - "Нет", в столбце требуемое значение в строках 1-1.5 не заполнено.
Таким образом, заказчик нарушил часть 3 статьи 7 и пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, указав противоречивую информацию в описании объекта закупки, чем мог ввести в заблуждение участников закупки.
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
Довод жалобы заявителя о том, что в пунктах 1.7-1.9 Описания объекта закупки отсутствует обоснования включение характеристик, установленных заказчиком, вместе с тем установлено торговое наименование совместимого оборудования без указания необходимых характеристик, позволяющих участнику закупки определить потребность заказчика, признан обоснованным на основании следующего:
Описанием объекта закупки установлено в том числе следующее:
N п/п |
Наименование и характеристики товара |
Значение по позиции КТРУ |
Единица измерения значения характеристики (согласно ГОСТ 8.417-2002 или ОКЕИ) |
Единица измерения товара |
Кол-во товара |
Код позиции КТРУ |
Требуемое значение |
Обоснование использования дополнительных характеристик |
1.6. |
Полная совместимость с ранее установленными кнопками вызова "Универсал" |
|
|
|
|
|
Соответствие |
Дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности Заказчика, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика. |
1.7. |
В комплектации 25 кнопок вызова универсальных и 6 приемников сигнала |
|
|
|
|
|
Соответствие |
|
1.8. |
Жидкокристаллический дисплей на лицевой стороне |
|
|
|
|
|
Наличие |
Таким образом, в описании объекта закупки содержится обоснование необходимости использования дополнительных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное обоснование установлено ненадлежащим образом, поскольку обоснование не содержит указание на функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), в связи с чем их установление неправомерно и может привести к ограничению количества участников закупки.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
Довод жалобы заявителя о том, что в пункте 1.15 Описания объекта закупки заказчик установил определенный тип клавиш, чем ограничил участников закупки, признан обоснованным на основании следующего:
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе РФ, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как установлено на заседании Комиссии и следует из материалов дела, заказчиком в пункте 1.15 описания объекта закупки установлено требование к определенному типу кнопок, что, по мнению заявителя, ограничивает конкуренцию участников закупки, вместе с тем в ходе рассмотрения дела заказчик не привел доказательств необходимости установления определенного типа кнопок, и также в составе электронных документов отсутствует обоснование необходимости установления данной характеристики, таким образом, заказчик признан нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы заявителя признан обоснованным.
Довод жалобы заявителя о том, что инструкция по заполнению заявки вводит участников закупки в заблуждение, признан необоснованным на основании следующего:
Комиссия Якутского УФАС России, проверив положения инструкции по заполнению заявки, размещенной в единой информационной системе, на соответствие действующему законодательству о контрактной системе и на предмет введения в заблуждения участников закупки, нарушений не выявила.
Довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения и признан необоснованным.
Жалоба ООО "Доступная среда" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Доступная среда" на действия (бездействия) заказчика ГБУ РС(Я) "ЯРОД" при проведении электронного аукциона на поставку беспроводной системы вызова помощника для нужд ГБУ РС(Я) "ЯРОД" (извещение N 0816500000622000882) частично обоснованной. Доводы в части обжалования описания объекта закупки признаны обоснованными.
2. Признать заказчика нарушившим части 3 статьи 7, пункты 1,2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместителя председателя Комиссии <_>.
Члены комиссии <_>.
<_>.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 марта 2022 г. N 014/06/59-253/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2022