Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2022 г.
Решение в полном объеме изготовлено 04.03.2022 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: "_" - руководитель Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
"_" - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист I разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от государственного заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (далее государственный заказчик):
- "_", действующая на основании доверенности от б/н 14.12.2021 года б/н;
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя Общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА-АУДИТ" (далее ООО "ИНТРА-АУДИТ", общество),
рассмотрев обращение (вх. N 736 от 22.02.2022 года) Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА-АУДИТ" (600024, Владимирская область, г. Владимир, ул. Пугачёва, д. 60А, этаж 1, помещ. 3, ОГРН: 1173328001626, ИНН: 3327135964, дата регистрации юридического лица: 03.02.2017 года), в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта от 21.09.2021 года N 139, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100001821000081 "Выполнение в 2021 году работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов",
УСТАНОВИЛА:
Обращение подготовлено в соответствии с требованиями статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", в связи с чем принято к рассмотрению.
Кроме того, на основании приказа Тывинского УФАС России от 24.02.2022 года N 47 в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой документарной проверки электронного аукциона N 0212100001821000081.
Тывинским УФАС России в адрес государственного заказчика, оператора электронной торговой площадки и ООО "ИНТРА-АУДИТ" были направлены уведомления о месте и времени рассмотрения обращения. Кроме того, информация о дате и времени рассмотрения обращения, а также ссылка для участия в заседании Комиссии Тывинского УФАС России по средствам видеоконференцсвязи была размещена в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
На заседании Комиссии Тывинского УФАС России представитель государственного заказчика поддержала доводы, изложенные в обращении.
От ООО "ИНТРА-АУДИТ" пояснений о причинах неисполнения своих обязательств по государственному контракту от 21.09.2021 года N 139 в адрес Тывинского УФАС России не поступило.
Рассмотрев обращение и иные материалы дела N 017/06/104-21/2022, а также выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении дела, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Государственным заказчиком - Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в ЕИС 27.08.2021 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0212100001821000081 "Выполнение в 2021 году работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов", начальная (максимальная) цена контракта: 485 836,84 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0212100001821000081 от 08.09.2021 года на момент окончания срока подачи заявок было подано 3 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона N 0212100001821000081 от 09.09.2021 года:
Сведения о последних предложениях участников аукциона | |||
Идентификационный номер заявки |
Предложенная цена |
Время подачи предложения |
Вид аукциона |
110485198 |
363 891,81 руб. |
09.09.2021 06:34:44 (по московскому времени) |
понижение |
110455381 |
366 321,00 руб. |
09.09.2021 06:34:26 (по московскому времени) |
понижение |
110470158 |
395 141,62 руб. |
09.09.2021 06:15:45 (по московскому времени) |
понижение |
Победил участник N 110485198. |
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0212100001821000081 от 10.09.2021 года заявки участников закупки N 110485198, N 110455381, N 110470158, признаны соответствующими требованиям, установленным Законом о контрактной системе и аукционной документации.
По итогам электронного аукциона N 0212100001821000081 на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 0212100001821000081 от 10.09.2021 года победителем признан участник закупки N 110485198 (ООО "ИНТРА-АУДИТ"), предложивший наиболее низкую цену контракта, и заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
21.09.2021 года между Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва и ООО "ИНТРА-АУДИТ" заключен государственный контракт N 139 на выполнение в 2021 году работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 11.1 государственного контракта от 21.09.2021 года N 139 предусмотрено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Порядок расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом, Федеральным законом от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 360-ФЗ) внесены изменения в Закон о контрактной системе вступившие в силу с 01.01.2022 года.
Так, в соответствии с частью 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Следовательно, у поставщика в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом решении есть возможность устранить нарушения условий по контракту и предпринять действия по его исполнению.
Как следует из представленных в материалы дела документов и пояснений лица, участвующего в деле, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 21.09.2021 года N 139 принято 24.01.2022 год и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе размещено в Единой информационной системе в сети Интернет www.zakupki.gov.ru в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах" 24.01.2022 года.
Кроме того, решение от 24.01.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта было направлено в адрес ООО "ИНТРА-АУДИТ" 25.01.2022 года письмом АО "Почта России" с почтовым идентификатором N 80093468505411, которое согласно информации сайта АО "Почта России" www.pochta.ru/tracking по состоянию на 01.03.2022 года адресату не вручено.
С учетом изложенного, в силу требований подпункта "в" пункта 3 части 6 статьи 8 Закона N 360-ФЗ, статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, датой надлежащего уведомления ООО "ИНТРА-АУДИТ" о принятом заказчиком решении является 09.02.2022 года, то есть дата, следующая за датой истечения пятнадцатидневного срока с даты размещения решения заказчика от 24.01.2022 года об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС. Следовательно, датой вступления указанного решения в силу в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом выходных дней, является 22.02.2022 года, то есть день следующей за днем по истечении десятидневного срока.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Таким образом, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках), то есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности, влекущей за собой негативные последствия - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (исполнителе, подрядчике), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие подрыв деловой репутации.
Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В свою очередь, ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
Как установлено Комиссией Тывинского УФАС России основанием для принятия заказчиком решения от 24.01.2022 года об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 139 от 21.09.2021 года является не выполнение исполнителем своих обязательств по данному контракту в установленный срок.
В соответствии с подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 государственного контракта N 139 от 21.09.2021 года подрядчик взял на себя обязательства изготовить и выдать изделие в течении 45 календарных дней с даты принятия направления от получателя, но не позднее 20 декабря 2021 года.
01.10.2021 года по средствам электронной почты, по адресу, указанному в государственном контракте info@intra.ltd, Государственным учреждением-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в адрес ООО "ИНТРА-АУДИТ" направлен реестр получателей товара. Таким образом, обязательства должны были быть исполнены со стороны ООО "ИНТРА-АУДИТ" в срок до 15.12.2021 года включительно.
Из материалов дела следует, что государственным заказчиком до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 139 от 21.09.2021 года ввелась претензионная работа с обществом.
Так, Государственным учреждением-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в адрес ООО "ИНТРА-АУДИТ" 13.12.2021 года, 20.01.2022 года по средствам услуг почтовой связи АО "Почта России" направлены претензии N 13-25/1717-1810 и 13-27/1717-76, связанные с ненадлежащим исполнением условий государственного контракта, а именно неисполнением обществом своих обязательств в установленный срок, на которые в адрес государственного заказчика ответов не поступило.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Таким образом, ООО "ИНТРА-АУДИТ" не выполнило свои обязательства по государственному контракту N 139 от 21.09.2021 года, выразившиеся в нарушении существенных условий контракта, а именно не исполнение обязательств по контракту в установленные сроки.
При этом необходимо отметить, что ООО "ИНТРА-АУДИТ", подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме и участвуя в нем, соглашается с условиями контракта и техническим заданием, определить объем и срок выполненных работ, учесть потенциальные риски при заключении и исполнении контракта.
Таким образом, участник закупки, принимая решение об участии в торгах, должен осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и заключения с ним контракта в дальнейшем, а именно: в силу статьи 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, осуществляют ее самостоятельно, на свой риск, в рассматриваемом случае, риск наступления неблагоприятных последствий вследствие не исполнения условий контракта лежит именно на исполнителе поскольку им не предприняты все возможные меры для его исполнения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к выводу, что факт неисполнения ООО "ИНТРА-АУДИТ" обязательств по контракту в установленный срок, свидетельствует о совершении им недобросовестных действий. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения обращения Государственного учреждения-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва оснований для отказа во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "ИНТРА-АУДИТ", предусмотренных пунктом 15 Правил, не установлено.
В свою очередь доказательства совершения ООО "ИНТРА-АУДИТ" действий (мер), направленных на устранение нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем порядке от исполнения контракта, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного, Комиссия Тывинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Государственным учреждением-региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ИНТРА-АУДИТ" (600024, Владимирская область, г. Владимир, ул. Пугачёва, д. 60А, этаж 1, помещ. 3, ОГРН: 1173328001626, ИНН: 3327135964, дата регистрации юридического лица: 03.02.2017 года), его генерального директора и учредителя Бируля Ксении Викторовны ИНН: 330573052736, в связи с односторонним отказом государственного заказчика от исполнения государственного контракта от 21.09.2021 года N 139, заключенного по итогам электронного аукциона N 0212100001821000081 "Выполнение в 2021 году работ по изготовлению ортезов для обеспечения инвалидов", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 настоящего решения, в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения данных сведений в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
"_"
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III) разделы |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III раздел |
|||
22.02.2022 |
28.02.2022 |
22.02.2022 |
0 |
22.02.2022 |
02.03.2022 |
01.03.2022 |
0 |
04.03.2022 |
04.03.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 4 марта 2022 г. N 017/06/104-21/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.03.2022