На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакция от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Фиалтек" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ФГБУЗ "Пермский клинический центр Федерального медико-биологического агентства", Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0356100029621000453) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно взыскавшего плату за участие в Аукционе, превышающую размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров" (далее - Постановление N 564).
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом обращения Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.12.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 271 441,60 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.01.2022;
6) Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка от участника закупки;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе заявка Заявителя признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с Заявителем заключен государственный контракт от 07.02.2022 N 47 (реестровый номер ЕИС 1590229380522000054) на сумму 271 441,60 руб. (далее - Контракт).
Согласно доводу обращения Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, неправомерно взыскавшего плату за участие в Аукционе, превышающую размер, установленный
Постановлением N 564.
Согласно части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.
Частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 1 Постановления N 564 установлено, что операторы электронных площадок, операторы специализированных электронных площадок вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры (далее - Оплата).
Пунктом 2 Постановления N 564 установлено, что в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе предельный размер платы не может составлять более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Согласно доводу обращения Заявителя Оператором электронной площадки по факту заключения Контракта в адрес Заявителя направлено уведомление о взыскании платы, на основании которого со счета Заявителя списаны денежные средства в размере 2 400 рублей, включающие предельный размер платы за заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе в размере 2 000 рублей и налог на добавленную стоимость в размере 400 рублей.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях сообщил, что денежные средства Заявителя переведены Оператору электронной площадки.
Согласно письменным пояснениям представителя Оператора электронной площадки Постановление N 564 не содержит указания о включении налога на добавленную стоимость в размер платы за участие по закупкам, проводимым для субъектов малого предпринимательства. Размер платы, установленный Оператором электронной площадки, исчислен в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
Комиссией установлено, что Аукцион проводился в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с положениями Постановления N 564 при взимании платы за участие в электронном аукционе с участника, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, следует учитывать, что при включении в размер устанавливаемой платы суммы налога на добавленную стоимость общий размер взимаемой платы не должен превышать более одного процента начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 рублей.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Оператором электронной площадки по факту заключения Заявителем Контракта по итогам проведения Аукциона неправомерно взыскана плата с Заявителя в размере, превышающем предельный размер платы за заключение контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе,на размер НДС.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Оператора электронной площадки нарушают часть 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 4 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2022 г. N П-85/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2022