Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Уралмедснаб 18". на действия Заказчиков ГУЗ СО "Новоузенская РБ", ГУЗ СО "Советская РБ", ГУЗ СО "Вольская РБ" и Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000822000265 "Поставка оборудования "Дефибриллятор внешний для профессионального использования"",
УСТАНОВИЛА:
25.02.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба жалобу ООО "Уралмедснаб 18". на действия Заказчиков ГУЗ СО "Новоузенская РБ", ГУЗ СО "Советская РБ", ГУЗ СО "Вольская РБ" и Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000822000265 "Поставка оборудования "Дефибриллятор внешний для профессионального использования"" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Извещение о проведении закупки, в части описания объекта закупки составлено с нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, присутствовал на заседании Комиссии Саратовского УФАС России не присутствовал, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, считает жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного учреждения, присутствующий на рассмотрении жалобы, считает жалобу необоснованной и неподлежащей удовлетворению.
Заказчик надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии Саратовского УФАС России явку не обеспечил.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
11.02.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиками данного Аукциона являются ГУЗ СО "Новоузенская РБ", ГУЗ СО "Советская РБ", ГУЗ СО "Вольская РБ (далее - Заказчики).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 800 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент"" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является дефибриллятор внешний для профессионального использования с характеристиками, указанными в Приложении N 1 к Извещению об осуществлении закупки.
В п. 1 приложения N 1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" установлено, что Заказчикам требуется поставка товара дефибриллятор внешний для профессионального использования, позиция КТРУ 26.60.13.190-00000439, со следующими характеристиками: время накопления заряда 10, измерение артериального давления - нет, максимальное значение энергии дефибрилляции 320 и 360, минимальное значение энергии дефибрилляции 20, подключение к ПК -да , питание - аккумулятор, пульсоксиметрия-нет, регистрация ЭКГ в 12 отведениях -нет, режим дети - да, режим работы - автоматический, тип электрода наклеиваемый взрослый, форма импульса - бифазная, функция контроля качества СЛР - нет.
Согласно положениям КТРУ позиция каталога КТРУ 26.60.13.190-00000439 дефибриллятор внешний для профессионального использования, объект закупки соответствует коду ОКПД2 - 26.60.13.190. При этом, характеристики, указанные в извещении, полностью соответствуют позиции КТРУ.
Таким образом, Приложением N1 к извещению предусмотрены исчерпывающие требования к товару и характеристики товара, требуемого к поставке.
Частью 1 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (далее - Перечень), в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении которой устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с Перечнем, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением N 878, в перечень включена позиция с кодом ОКПД 26.60.13.190 "дефибрилляторы; обогреватели детские неонатальные; столы неонатальные с автоматическим поддержанием температуры обогрева новорожденных", следовательно, на товары с кодом ОКПД 26.60.13.190 распространяются ограничения, устанавливаемые Постановлением Правительства РФ N 878.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N878 установлено что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, произведенной на территориях государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является:
на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Таким образом, для целей применения Постановления Правительства РФ N 878 участнику закупки необходимо продекларировать страну происхождения товара и указать номера реестровой записи продукции из соответствующего реестра.
Таким образом, в соответствии со статьёй 14 Закона о контрактной системе, Постановлением N 878, Перечня радиоэлектронной продукции происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления государственных и муниципальных закупок, утвержденного Постановлением N 878, закупка товара, соответствующего коду ОКПД 26.60.13.190, осуществляется с применением ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств.
Извещение об осуществлении закупки содержит указание на применение в электронном аукционе ограничения допуска товаров, предусмотренного Постановлением N 878.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, указание дополнительных по отношению к предусмотренным КТРУ характеристик при описании объекта закупки не допускается, при применении в закупке Постановления N 878.
Таким образом, описание объекта закупки полностью соответствует описанию позиции КТРУ 26.60.13.190-00000439 "Дефибриллятор внешний для профессионального использования". При этом изменить или дополнить описание объекта закупки Заказчик не вправе.
В соответствии с письмом ФАС России от 06.10.2020 N АК/86629/20 согласно пункту 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 в позицию каталога включается описание товара в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, описание объекта закупки, составленное в полном соответствии с описанием товара по каталогу товаров, работ, услуг не может нарушать нормы Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что пункт "тип источника питания", указанный в описании объекта закупки установлен некорректно, так как в нем указаны технические характеристики, указывающие на товар единственного производителя.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Запросы на разъяснение положений Извещения об осуществлении закупки поступали 14.02.2022 N 1024755, 15.02.2022 N 1025046, 16.02.2022 N 1025151, 16.02.2022 N 1025187.
Ответы на поступившие запросы были размещены 16.02.2022, 17.02.2022, 18.02.2022, 18.02.2022 соответственно.
Таким образом, положения Извещения об осуществлении закупки были разъяснены в сроки, установленные частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Разъяснения от 18.02.2022 N РИ3 и N РИ4 содержат однозначный ответ на вопрос относительно типа источника питания: "В соответствии с Приложением N1 Извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" источником питания дефибриллятора по данному аукциону могут быть аккумуляторы".
Согласно пункту 6.26 "ГОСТ Р 57155-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Дефибрилляторы наружные автоматические. Технические требования для государственных закупок": "Тип используемого внутреннего источника питания:
- перезаряжаемые батареи (аккумуляторы);
- неперезаряжаемые батареи.
Отличия аккумулятора от неперезаряжаемых батарей как источника питания установлены в п. 6.26 ГОСТ Р 57155-2016. При этом, на Аукцион согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2022 NИЭА1 поступило 4 заявки, которые были отклонены, в связи с тем, что участники предложили к поставке дефибриллятор с неперезаряжаемыми батареями.
Участниками к поставке был предложен "Дефибриллятор внешний для профессионального использования (Дефибриллятор автоматический наружный ДА-Н-01), в характеристике объекта закупки "питание" указал значение "аккумулятор".
При этом, участники закупки подтвердили соответствие товара регистрационным удостоверением РЗН 2017/5391 от 04.05.2021, производитель ООО Концерн "Аксион", Россия, в котором в состав дефибриллятора автоматического наружного ДА-Н-01 входит батарея неперезаряжаемая ЮМГИ.687291.018. Аккумулятор в состав дефибриллятора автоматического наружного ДА-Н-01 не входит.
Комиссия приходит к выводу о том, потребность Заказчика установлена в извещении в соответствии с п. 6.26 ГОСТ Р 57155-2016 и позицией КТРУ 26.60.13.190-00000439 дефибриллятор внешний для профессионального использования, при этом никто из участников не смог предложить к поставке необходимый товар, вместе с тем исчерпывающие разъяснения позиций извещения были даны в соответствии с нормами Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Уралмедснаб 18". на действия Заказчиков ГУЗ СО "Новоузенская РБ", ГУЗ СО "Советская РБ", ГУЗ СО "Вольская РБ" и Единой комиссии ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N0860200000822000265 "Поставка оборудования "Дефибриллятор внешний для профессионального использования"" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 2 марта 2022 г. N 064/06/42-145/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.03.2022