Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии ---------------;
члены комиссии:
----------------;
в присутствии представителей:
Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия: ---------------, действующей на основании доверенности N01-15/304 от 20.05.2021 года (со сроком действия три года); ------------, действующей на основании доверенности N01-15/306 от 20.05.2021 года (со сроком действия три года) (до перерыва); -------------, действующего на основании доверенности N01-15/149 от 01.03.2022 года (со сроком действия три года) (до перерыва), -------------, действующей на основании доверенности N01-15/148 от 01.03.2022 года (со сроком действия три года) (до перерыва);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - ---------------, действующей на основании доверенности б/н от 29.11.2021 года(со сроком действия один год);
АНОО ДПО "----------": ------------, действующего на основании доверенности N6 от 13.04.2021 года (со сроком действия три года); --------------, действующего на основании доверенности N5 от 20.04.2020 года (со сроком действия три года) (до перерыва);
рассмотрев 03 марта 2022 года в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи жалобу АНОО ДПО "-------------" (далее - Заявитель) на действия Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия (далее - Заказчик) и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322000163 на оказание услуг по проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по 108-часовой дополнительной образовательной программе "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Конкурс) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 25 февраля 2022 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/42-165/2022 о нарушении законодательства в сфере закупок от 25 февраля 2022 года N 152 рассмотрение жалобы назначено на 02 марта 2022 года в 14 часов 30 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 25 февраля 2022 года N 152 о назначении дела N 013/06/42-165/2022 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Мордовским УФАС России до рассмотрения жалобы по существу, на основании письменного ходатайства об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференц-связи, заявленного Уполномоченным учреждением, Заявителем сторонам по делу было направлено приглашение на участие в ВКС, а также идентификатор (ID) сеанса ВКС, инструкция участника web-видеоконференции.
02.03.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв до 03.03.2022 г. 16:00.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.02.2022 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 772 740,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.03.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке: 10.03.2022.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта: 11.03.2022.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 15.03.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 16.03.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" в нарушение положений Закона о контрактной системе установлен показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки", а именно детализирующие его показатели: "Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной образовательной программы, имеющих ученую степень (ученое звание), ЧЕЛ", "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ".
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе представлены письменные возражения (вх.N1332 от 28.02.2022 года, вх.N1368 от 01.03.2022 года).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 3 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства от 31.12.2021 года N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение), для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что объектом настоящей закупки является оказание услуг по проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по 108-часовой дополнительной образовательной программе "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия Мордовского УФАС России, проанализировав извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (размещенный на сайте ЕИС 18.02.2022 17:14 (МСК)), установила, что Заказчиком в качестве критериев оценки заявок на участие в Конкурсе установлены:
- "Цена контракта" (значимость критерия оценки: 40 %);
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия оценки: 50 %);
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия оценки: 10%).
По критерию оценки заявок участников "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки". Кроме того, по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" установлены следующие детализирующие показатели оценки: "Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной образовательной программы, имеющих ученую степень (ученое звание), ЧЕЛ", (значимость показателя: 50,00%); "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ" (значимость показателя: 50,00%).
По мнению Заявителя, указанные выше детализирующие показатели отражают не критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показатель оценки: "Качественные характеристики объекта закупки"), а критерий оценки "квалификация участников закупки", для которого установлен показатель оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России, представители Заказчика, поддержали доводы, изложенные в письменных возражениях, и пояснили, что наличие ученой степени (ученого звания) является показателем, характеризующим исключительно качество оказываемых услуг. Кроме того, Заказчиком не установлено требований, исключающих те или иные возможности участника закупки по привлечению преподавателей не имеющих ученую степень (ученое звание) или не являющихся практическими работниками государственных органов (органов местного самоуправления).
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из показателей оценки, в том числе "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (подпункт "д" пункта 24 Положения), для которого пунктом 30 Положения установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" пункта 30 Положения, а именно: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников. Между тем, в профессиональных стандартах и трудовых договорах не содержится указания на ученую степень (ученое звание), что подтверждает отнесение данного показателя, по мнению Заказчика, к показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки".
На заседани Комиссси представители Заказчика относительно детализирующего показателя "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ" пояснили, что исполнителем к оказанию услуг курсов повышения квалификации могут привлекаться не только педагогические работники, с которыми заключены трудовые договоры, но и практические работники государственных органов власти (органов местного самоправления). Привлечение практических работников государственных органов власти (органов местного самоправления) может осуществляться на договорной или безвозмездной основе в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государтственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 39 Положения о порядке осуществления профессионального разватия государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 68 от 21 февраля 2019 года, согласно которой организация в централизованном порядке мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих осуществляется при методической поддержке федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы, относящиеся к тематике этих мероприятий. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти привлекает к осуществлению мероприятий по профессиональному развитию федеральных государственных гражданских служащих федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся вопросы, относящиеся к тематике этих мероприятий.
Законом о контрактной системе и Положением не установлено ограничений в части определения детализирующих показателей оценки по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки", в связи с чем, определение содержания данных показателей производится заказчиком самостоятельно, в том числе предмет оценки по показателю и перечень документов, которые должны быть представлены участником для оценки по показателю.
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", установила, что предусмотренные критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников аукциона, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать потребностям заказчика и целям эффективного использования денежных средств в условиях добросовестной конкуренции.
Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок и определять перечень документов, представляемых претендентами для подтверждения их соответствия установленным в документации требованиям, руководствуясь собственными потребностями.
Установленнный Заказчиком нестоимостной критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а именно показатель оценки "Качественные характеристики объекта закупки" (детализирующие показатели оценки: "Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной образовательной программы, имеющих ученую степень (ученое звание), ЧЕЛ", (значимость показателя: 50,00%); "Количество практических работников государственных органов (органов местного самоуправления), привлекаемых для проведения аудиторных занятий, ЧЕЛ" (значимость показателя: 50,00%)) закупки не является единственным, из чего следует, что оценка заявок будет проводится из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Установлено, что извещение о проведении закупки и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие качественных характеристик объекта закупки. Отсутствие качественных характеристик объекта закупки не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (исполнителя). В рассматриваемом случае закупка проводится посредством открытого Конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
На основании изложенного, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы.
Руководствуясь п.1 ч.15 ст.99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АНОО ДПО "------------" на действия Администрации Главы Республики Мордовия и Правительства Республики Мордовия и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322000163 на оказание услуг по проведению курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих по 108-часовой дополнительной образовательной программе "Вопросы функционирования контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 3 марта 2022 г. N 013/06/42-165/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022