по итогам рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона N 0158200001322000054 "Закупка вакцин в рамках реализации постановления Правительства Ростовской области от 17 октября 2018 г. N 654 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Развитие здравоохранения", основное мероприятие 1.2. Профилактика инфекционных заболеваний, включая иммунопрофилактику" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), с участием представителей Заказчика - Ткаченко В.Д. (доверенность от 27.12.2021 г. N 22-1.1/374), Козловой Е.В. (доверенность от 27.12.2021 г. N 22-1.1/373), Жидкова И.С. (доверенность от 27.12.2021 г. N 22-1.1/376), Шина В.С. (доверенность от 01.03.2022 г. N 22-1.1.3/48), Беликовой Е.А. (доверенность от 01.03.2022 г. N 22-1.1.3/50), Коник Ж.Н. (доверенность от 01.03.2022 г. N 22-1.1.3/50); Заявителя - Жилова Т.М. (доверенность от 28.02.2022 г. N 24-22Д), Ивановой А.А. (доверенность от 28.02.2022 г. N 25-22Д); в отсутствие представителя Привлеченного лица (уведомлен надлежащим образом, ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Извещения о закупке. Так, Заявитель указал что в описании объекта закупки указаны условия, о требуемом к поставке лекарственном препарате, противоречащие нормам Закона и Постановлению Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1380).
Заказчик представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по жалобе, в соответствии с которыми не согласился с доводами Заявителя. Указал, что описание товаров продиктовано объективной потребностью Заказчика в приобретении лекарственного препарата. Так, лекарственный препарат с МНН Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая закупается для использования исключительно в педиатрической практике - при вакцинации недоношенных детей, Заказчику необходима лекарственная форма "раствор для приема внутрь", так как указанную форму лекарственного препарата можно применять у недоношенных детей. На основании вышеизложенного Заказчиком в описании объекта закупки не указаны эквивалентные лекарственные формы предполагаемого к закупке препарата.
В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
16.02.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение об осуществлении закупки, согласно которого: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 9762076.80 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок - 24.02.2022 10:00.
Согласно Протокола подачи ценовых предложений от 24.02.2022 г. N ЦПА1 в торгах приняли участие 3 участника закупки; наименьшее ценовое предложение составило 9 420 404,07 руб.
Согласно Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.02.2022 г. N ИЭА1:
- аукционной комиссией принято решение об отклонении заявок N 111428655; N 111426734 с обоснованием: "Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - несоответствие информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке не соответствует основному варианту поставки, указанному в разделе извещения "Объект закупки", файлу приложения к извещению "Описание объекта закупки в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ". А именно: основной вариант поставки "ВАКЦИНА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ РОТАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ, ПЕНТАВАЛЕНТНАЯ, ЖИВАЯ, РАСТВОР ДЛЯ ПРИЕМА ВНУТРЬ, 2 мл/доза, Доза (доз) (доз(а))". Предложение участника закупки "МНН Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая ТН Рота-V-Эйд лиофилизат для приготовления раствора для приема внутрь, 2.5 мл/доза, 1 доза - флаконы (1) / в комплекте: растворитель (флаконы), адаптер - 1 шт. и шприц- 1 шт. / - пачки картонные Серум Инститьют оф Индия Пвт. Лтд, Индия" - лекарственная форма, дозировка предложенного товара не соответствует требованиям извещения по закупке";
- заявка N 111424903 признана соответствующей требованиям Извещения об осуществлении закупки.
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
На основании ч. 2 ст. 8 Закона конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 42 Закона установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Из совокупного толкования п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 1,2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
В соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Указанные особенности определены Постановлением N 1380.
В силу п. "а", "б" ч. 2 Особенностей описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 1380, при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности.
В Описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам закупаемого товара:
Наименование товара: МНН Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая раствор для приема внутрь 2 мл/доза
Позиция ЕСКЛП 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 Статус Включено в справочник лекарств (ЕСКЛП) Дата включения позиции в каталог 15.08.2019
N п/п |
Позиция (код товара) по КТРУ/ЕСКЛП. Международное непатентованое наименование (или химическое группировочное наименование) |
Лекарственная форма, дозировка |
Единицы измерения |
Количество (в единицах измерения) |
Срок поставки товара и остаточный срок годности товара |
1. |
21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая |
раствор для приема внутрь 2 мл/доза лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
доз (доз(а)) |
4 320 |
Поставка товара осуществляется в течение 5 рабочих дней с даты заключения государственного контракта. Остаточный срок годности препарата на момент поставки составляет не менее 12 месяцев. |
Кроме того, Заказчик указал: "При описании объекта закупки Государственный заказчик руководствовался требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и подпунктом в) пункта 4 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
"_4. При описании объекта закупки допускается в отношении лекарственных препаратов:
в) предназначенных исключительно для использования в педиатрической практике, - указание на возраст ребенка (от 0, с 3 месяцев, с 12 месяцев и т.д.)_"
В связи с тем, что лекарственный препарат с МНН Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая закупается для использования исключительно в педиатрической практике - при вакцинации недоношенных детей, Государственному заказчику необходима лекарственная форма "раствор для приема внутрь", так как указанную форму лекарственного препарата можно применять у недоношенных детей.
На основании вышеизложенного Государственным заказчиком в описании объекта закупки не указаны эквивалентные лекарственные формы планируемого к закупке препарата".
Заказчиком указаны конкретные характеристики исключительно одной вакцины с торговым наименованием "РотаТек": раствор. При этом, на основании сведений, содержащихся в государственном реестре лекарственных средств (далее - ГРЛС) (http://grls.rosminzdrav.ru/), на дату публикации Извещения на территории Российской Федерации зарегистрировано два лекарственного препарата с МНН "Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая" - вакцины "Рота-V-ЭйдR" и "РотаТекR".
В письменных пояснениях Заказчик указал, что согласно данным ГГРЛС лекарственный препарат с МНН "Вакцина для профилактики ротавирусной инфекции, пентавалентная, живая" в лекарственной форме "раствор для приема внутрь" имеет дозировку "1 доза" (регистрационное удостоверение N ЛП-001865). В ГРЛС и Едином структурированном справочнике - каталоге лекарственных препаратов (https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru/) информация о взаимозаменяемых, эквивалентных лекарственных формах для закупаемой лекарственной формы препарата отсутствует.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд определены Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. (далее - Постановление N 145).
В соответствии с п. 2 Постановления N 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 10 Постановления N 145 в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
В п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, указано, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом в Описании объекта закупки Заказчиком указано, что код КТРУ закупаемого товара - 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000, являющийся также кодом ЕСКЛП. При этом описанию товара, указанному в позиции данного кода соответствует только лекарственный препарат с торговым наименованием "РотаТек@" производства "Мерк Шарп и Доум Корп".
Вместе с тем, в каталог КТРУ для товара "вакцина для профилактики ротавирусной инфекции пентавалентная живая" включен также код 21.20.21.120-000097-1-00072-0000000000000, являющийся также кодом ЕСКЛП, описанию которого соответствует лекарственный препарат с торговым наименованием "Рота-V-Эйд@" производства ООО "ФАРМ ЭЙД ЛТД".
Следовательно, применение исключительно кода 21.20.21.120-000097-1-00002-0000000000000 приводит к тому, что установленным требованиям соответствует лекарственный препарат одного торгового наименования.
Вместе с этим, Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что по итогам рассмотрения заявок аукционной комиссией Заказчика признана соответствующей требованиям Извещения только одна заявка, содержащая предложение о поставке товара "РотаТек@". Изложенное свидетельствует о том, что в описании объекта закупки содержатся условия, которые влекут за собой ограничение количества потенциальных участников закупки.
Поскольку по условиям описания объекта закупки лишь один товар одного производителя (вакцина "Рота-V-Эйд@"), Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки не соответствует требованиям п. 1, п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона, в нарушение ч. 2 ст. 42 Закона.
Учитывая изложенное, довод жалобы Заявителя обоснованный.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фармбиопром" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 42 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание: об отмене сформированного протокола, внесении изменений в Извещение об осуществлении закупки и продлении срока подачи заявок.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии Т.С. Акопян
Члены Комиссии С.А. Иванкова
Ю.Р. Дедух
исп. Михарская А.А.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 марта 2022 г. N 061/06/42-247/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022