Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
В.Н. Гижко,
рассмотрев дело N061/06/42-272/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0358300236122000001 "Закупка медицинского оборудования (аппарат для рентгенографии передвижной палатный) на 2022 год" (далее - аукцион, закупка) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), без участия представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом, при участии представителя Заказчика - Чеботарева А.П. (доверенность от 01.03.2022 N3), без участия представителя Привлеченного лица, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на положения Извещения об осуществлении закупки.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя; представил в Комиссию Ростовского УФАС письменные пояснения по жалобе.
В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент), утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее.
21.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Заказчик разместил Извещение о проведении электронного аукциона N0358300236122000001, согласно которому: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 750 000,00 рублей; 2) установлены дата и время окончания подачи заявок - 02.03.2022 09:04 (МСК).
Контракт по итогам названной закупки на момент рассмотрения дела не заключен.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком нарушены положения законодательства, определяющие особенности закупки товаров при соблюдении национального режима, а именно - нарушены требования Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N878.
В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При описании объекта закупки Заказчик указал, в том числе, следующее:
Код по ОКПД2 |
26.60.11.113 |
Наименование товара, работы, услуги |
Аппараты рентгенографические |
Товар, подлежащий поставке по итогам рассматриваемого аукциона, включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878):
26.60.11.113 |
Аппараты рентгенографические |
Согласно извещению о проведении закупки, ограничения, установленные Постановлением N878, Заказчиком не применяются.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что отсутствие ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, установленного Постановлением N878, при проведении рассматриваемой закупки нарушает положения ч.3 ст.14 Закона.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
2. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик в извещении неправомерно установил ограничения, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
Согласно извещению Заказчиком установлены ограничения в соответствии с Постановлением N102.
Вместе с тем, Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что на момент размещения извещения N0358300236122000001 (21.02.2022), код ОКПД2 26.60.11.113, соответствующий закупаемому Заказчиком товару, исключен из перечня Постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 N1432 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Следовательно, Заказчиком неправомерно установлено указанное ограничение допуска и условия допуска, что является нарушением ч.3 ст.14 Закона.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
3. Заявитель в жалобе указывает на неправомерное описание объекта закупки, поскольку Заказчиком неправомерно не применен код каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В силу в.4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п.5 Правил, вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил регламентировано, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с извещением в рамках исполнения контракта предусмотрена поставка товара с кодом ОКПД2: 26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические", отнесенного к перечню товаров радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливается ограничения в соответствии с Постановлением N878 и в отношении которой в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сформированы соответствующие позиции. При этом Заказчиком не применен соответствующий код КТРУ.
Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что товару с кодом ОКПД2 (26.60.11.113 "Аппараты рентгенографические") соответствует позиция по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - 26.60.11.113-00000116 "Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая".
Таким образом, неприменение Заказчиком обязательного для применения при закупке радиоэлектронной продукции кода КТРУ является неправомерным действием и нарушает ч.6 ст.23 Закона.
Довод жалобы признан обоснованным.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728, в соответствии со ст.ст.99,106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14, ч.6 ст.23 Закона.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, внесении изменений в Извещение с учетом настоящего решения и требований Закона.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии С.А. Иванкова
В.Н. Гижко
Исп. Гижко В.Н.
8 (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 марта 2022 г. N 061/06/42-272/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022