Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: В.Л. Частников,
Члены Комиссии: В.В. Моргунов,
К.Р. Джаникян,
рассмотрев дело N061/06/42-265/2022 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0358300070722000009 "Поставка перчаток медицинских" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика, привлеченного лица, уведомленных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, согласно которой Заказчиком в извещении о проведении аукциона неправомерно установлены требования к товару перчатки смотровые/процедурные в отношении внутреннего полимерного абсорбирующего покрытия перчаток на основе синтетического флока; описанию объекта закупки соответствует товар единственного производителя.
Заказчик представил письменные возражения относительно доводов жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N 0358300070722000009 от 17.02.2022:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 594 837,50 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 25.02.2022 11:30 (МСК).
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком по позиции 2 Описания объекта закупки требуется - Нестерильное изделие (перчатки смотровые) из нитрила, поверхность без опудривания, используется как двухсторонний барьер для защиты пациента и персонала и при возможной аллергии на латекс, с внутренним полимерным абсорбирующим покрытием на основе синтетического флока обеспечивает абсорбцию влаги и профилактику мацерации кожи при продолжительных манипуляциях; требования "усилие при разрыве не менее 7 Н, 9 Н до ускоренного старения и удлинение при разрыве не менее 500, 600, 650 %, герметичность (AQL) не более 0,65, упакованы в индивидуальную упаковку парами. Упаковка перчаток полимерная синтетическая".
Заказчик в возражениях пояснил, что при установлении вышеуказанных требований руководствовался ГОСТ Р 52239-2004 (п. 6.3.2), ГОСТ Р 52238-2004.
Согласно раздела "Область применения", ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Пунктом 6.3.2. раздела 6 "Требования" ГОСТ Р 52239-2004 установлены такие прочностные характеристики перчаток как "усилие и удлинение в момент разрыва до ускоренного старения", а также установлено, что усилие и удлинение при разрыве должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3. При этом, Таблица 3 ГОСТ Р 52239-2004 содержит, в том числе, следующие показатели и их значения:
- усилие при разрыве (до ускоренного старения), Н, не менее: Значение для перчатки 1 - 7,0; значение для перчатки типа 2 - 7,0;
- удлинение при разрыве (до ускоренного старения), %, не менее: Значение для перчатки 1 - 65,0; значение для перчатки типа 2 - 500.
При формировании Технического задания заказчику в рамках Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, в качестве характеристик объекта закупки с использованием значений установленных документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, куда в том числе входит ГОСТ Р 52239-2004. Довод жалобы является необоснованным.
Согласно довода жалобы Заявителя, в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе. Так, по мнению Заявителя по совокупности характеристик Техническому заданию соответствует только товар одного производителя- Hydrex - США.
В обоснование своей позиции Заявитель привел характеристики Технического задания, совокупность пунктов описания объекта закупки (п. 2.10, 2.12, 2.16, 8.1, 8.8, 14.3, 15.3) указывает на конкретного производителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару. Закон не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
В возражениях на жалобу Заказчик указал, что по оспариваемым позициям Технического задания возможно предложить, по меньшей мере, два товара различных производителей, с аналогичными характеристиками (Hydrex, Китай; Heliomed, Австрия).
Как следует из представленных заявок участников электронного аукциона, в заявке N 111442447 предложены перчатки Manual (Австрия), в заявке N 111428625 предложены перчатки Hydrex (Китай). Обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на Заявителя.
В рамках рассмотрения жалобы Заявителя, правовое значение имеет последовательное полное и объективное установление правоприменителем во взаимодействии с лицами, в отношении которых организован и проводится административный контроль, всех фактов, которые имеют правовое значение. В свою очередь проверяемые (контролируемые) лица могут и должны на этапе административного (досудебного) контроля привести исчерпывающие объяснения, сведения в обоснование своим доводам. При этом предмет доказывания формируется именно во взаимодействии антимонопольного органа и иных участников процедуры; все значимые факты выясняются по мере необходимости в связи с их признанием или отрицанием.
Административный процесс не обязывает антимонопольный орган устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса; притом, что все участники процесса располагают соответствующими процедурными возможностями.
Решение антимонопольного органа принимается в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты участниками процесса на данной стадии.
Вместе с тем, Заявитель не представил в материалы дела доказательств относительно документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности и достоверности, которые бы позволяли сделать вывод о нарушении Заказчиком норм Закона, а также об отсутствии возможности принять участие в данном аукционе.
Следовательно, довод жалобы о нарушении Заказчиком Закона при описании объекта закупки необоснованный.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии В.Л. Частников
Члены комиссии В.В. Моргунов
К.Р. Джаникян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 марта 2022 г. N 061/06/42-265/2022 (ключевые темы: участники закупок - техническое задание - оператор электронных площадок - антимонопольный орган - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.03.2022